Компромат и выплаты за негатив: как пенсионеры и мамы в декрете зарабатывают на написании отзывов в Интернете

Все мы оставляли отзывы хотя бы несколько раз в жизни. Но существуют люди, для которых написание обзоров на товары — смысл бытия. Они создают группы по интересам и делятся друг с другом хитростями, которые выведут их сочинения в топ. Исследуем их комьюнити на популярных сайтах и поймем, как быть, когда руки чешутся написать негативный отзыв.

Компромат и выплаты за негатив: как пенсионеры и мамы в декрете зарабатывают на написании отзывов в Интернете
© Super.ru

«Года три я страдала манией читать отзывы на все, что хочу купить, и на то, что купила, и поисковик всегда приводил меня сюда, — делится пользователь Anastesia91. — В конце октября у меня началась дикая депрессия от того, что у меня нет лишних "своих кровных" денег. Почему я все время прошу деньги у мужа? Я готовлю, стираю, убираю, но на этом мои функции заканчиваются. Депрессия росла, росла. В итоге я решила заниматься тем, что мне давно нравится, — писать отзывы. Оказалось, что за их просмотры платят».

А дальше началось страшное: Анастасию, по ее признанию, стало «за уши не оттянуть от отзывов», сформировалась «настоящая зависимость». При этом составить отзыв не так просто, нужен целый сплав умений: придумать кликбейтный заголовок, изложить мнение хорошим языком, красиво сфотографировать товары, чтобы количество просмотров выросло и площадка начислила тебе деньги. Муж Анастасии смотрит на ее увлечение сквозь пальцы: «Его просто бесит, что я устраиваю фотосессию чаю или крему. Как говорил один комик: "У моего прадеда меньше фото, чем у однопроцентного творога". А ведь он прав!»

Механика

Анастасия не одна такая зависимая. Легионы юзеров днями строчат отзывы на разнообразные товары на специализированных сайтах-«отзовиках». «Хорошие сосиски, плотные», — заявляет пользователь rfnz28. Тут же публикует мнение о терке для корейской моркови: «Слабовато, конечно…» Миллионы метафор сочиняются для описания антифриза «Незамерзайкин» вместе с ухваткой для собак «Аленушка», изобретаются словесные формы для описания всех функций многофункционального ножа для чистки овощей «Салют».

Описываются не только вещи, на сайтах отзывов найдется почти любая, даже самая абстрактная категория для рецензий. Диета «Любимая», плазмолифтинг, бывший завод градусников, концерт Димы Билана уже здесь и ждут заслуженных оценок. Есть даже отзывы на людей, например Константина Ступина — одного из героев эпохального видео «Ты втираешь мне какую-то дичь».

«Город — Советский Союз, профессия — романтик», — гласит био пользовательницы Eliza Dulitl с тремя тысячами отзывов и тридцатью тысячами комментариев. Объять такой широкий разрез экспертизы непросто, поэтому у постоянных авторов есть мотивация, не связанная с творческой самореализацией, — финансовая. Юзеры получают от двух до пятидесяти рублей за обзор в зависимости от категории товара, просмотров, репутации автора и рейтинга поста.

Хорошую репутацию нужно заслужить, она достигается месяцами упорной работы и гарантирована логикой постинга. Так, перед публикацией отзывы просматривает модератор. Уже выложенный материал — опять же, с коллективного согласия модераторов — может быть вывешен на главную страницу. Это помогает набрать просмотры, что ведет к увеличению рейтинга отзыва и репутации автора. За каждое энное количество постов с критикой автор получает выплаты от площадки. Особенно усердные также зарабатывают почетные награды: «Старожил», «Золотой автор», «Серебряный комментатор».

Для оформления рецензий существуют специальные правила. Особенно администраторы сайтов требовательны к отзывам положительным. Поэтому, если захотите похвалить шедевр текстильной фабрики «Балаковский трикотаж», придется предоставить документацию: чек или фотографии, подтверждающие факт покупки или использования товара — доказать, что ваш реверанс в сторону «Балаковского трикотажа» не проплачен.

Комьюнити

Чтобы понять демографический портрет автора площадки, можно взглянуть на главную страницу. MorkovkaJul, Ника-Клубника, СПБОля — костяк активных пользователей составляют мамы в декрете и пенсионерки, отгружающие на сайт по 20–30 отзывов в месяц. Старожилы и топовые авторы рано или поздно становятся лидерами мнений, поэтому, когда формальности исчерпываются, в ход вступает дедовщина.

Модератором может стать любой — достаточно пройти специальный тест на оценку товаров. Полезный, но излишне комплиментарный отзыв могут не пропустить без разъяснения причин, все зависит от настроения модератора: вдруг он заказной! Также инфлюенсеры предпочитают держать монополию на отдельные темы, где их отзывы читают больше всего, поэтому неофитам отстоять свое место под солнцем непросто.

Обратная сторона конкурентной среды — теневой рынок. Некоторые авторы на своих страницах без экивоков заявляют, что готовы написать обзор на товар за деньги. «Удаляю нечестных авторов, которые обещают золотые горы, а в итоге жалеют горбушку хлеба. Сайт для меня — не только и уже не столько удовольствие, сколько заработок. Если вы читаете раз в неделю, то нам не по пути», — заявляет одна из пользовательниц, пишущих отзывы на заказ.

Напряженность спадает лишь в комментариях. Правила их написания прописаны сайтом, комментировать надо не абы как, а содержательно: например, не только похвалить автора поста, но и упомянуть альтернативную точку зрения или продукт. «Я, конечно, обожаю Х, и вы все правильно написали, но попробуйте Y — это стоит своих денег» — такова формула эталонного комментария.

Восхождение по ступенькам карьеры на сайтах отзывов — путь долгий и ухабистый. Поэтому вне обзоров на артефакты повседневности бывалые авторы сочиняют наставления для новичков. «Надо понять сразу, что это бег на длинные дистанции, марафон. Это не стометровка. За 3 недели я заработал почти 500 рублей, поэтому говорить, что сразу в месяц вы будете зарабатывать 5000 рублей, было бы обманом», — делится один из набивших шишки юзеров.

Новоприбывших ориентируют не только в том, как зарабатывают деньги. В гайде Anastesia91 советы даны по всем параметрам содержательной части отзыва: от фото до заголовка. Пользователи наперебой советуют рецепты быстрого заработка на сайте: отзыв, во-первых, стоит оформлять красивыми шрифтами, во-вторых, обрабатывать фотографии соответствующим образом. «70 процентов успеха — это заголовок. Он должен привлекать», — утверждает некая Алина Плюсова.

И заголовки привлекают. Начисления за просмотры совсем близко, что вынуждает авторов прибегать к маркетинговым трюкам. «Избавиться от молочницы, да еще и эрозию вылечить за 14 рублей? Легко! Читайте отзыв!». «Этот антидепрессант не сделает вас счастливым человеком, но... Рассказываю подробно об ощущениях при приеме». «Реально помогло! Но ЭТА побочка…»

Интригующими заголовками литературное в отзывах не исчерпывается. Так, необходимость растянуть короткое впечатление на пятьсот знаков задает педантичность стиля. «Поначалу хрустят, но звук глухой. Ломаются, как пресный хлеб. Чипса треугольная, посыпана приправами. Как только приправы съедены, вкус исчезает», — скрупулезно описывает пользователь рисовые чипсы. Это может быть смешно, но ничего не попишешь, юзер — заложник жанра.

Чем это чревато для компаний

Пользователи могут быть сколько угодно вовлечены во внутреннюю кухню сайтов, но отзывы чаще всего пишутся на коммерческие продукты. Поэтому «отзовики», со всем их богатым микробиомом и внутренней иерархией, — настоящая головная боль компаний. Ведь что для Оленьки_1972 спортивная разминка и азарт, то постоянный риск репутационных потерь для продавцов.

Позитивные обзоры сайтам в целом не выгодны — негатив более трафикообразующ. «Поверьте, сервису нет разницы, какую оценку в отзыве поставил автор. Главное, чтобы автор отзыва был вашим РЕАЛЬНЫМ клиентом или пытался им стать. Достоверность информации — наше кредо», — гордо заявлено в правилах. Тут сервисы лукавят: доказательств покупки товара в случаях с описаниями негативных впечатлений не требуется, что по факту дает зеленый свет продуктовому членовредительству. Кроме того, некоторые рецензенты руководствуются не благими побуждениями, а жаждой денег, что усугубляет ситуацию.

Такие ресурсы не несут юридической ответственности за публикации, поэтому добиться от них зачистки отзывов сложно. Писать в техподдержку — затея гиблая, кроме того, известны случаи, когда представители сайта и вовсе предлагали за удаление обзора «выкуп». Но если у вас достаточно нервных клеток, можете вступить в спор с самим автором — тогда ваши прения перенесутся в комментарии на потеху всем завсегдатаям сайта.

Рекомендация тут может быть одна — жить дружно, по коту Леопольду. И если вас переполняет гнев от того, что нож «Салют» справился лишь с морковкой, но не с картошкой, имеет смысл пожаловаться на сайте как можно более обоснованно и предоставить улики. Так будет лучше и вам, и читателям, и, возможно, даже компании — глядишь, этот самый нож усовершенствуют.