Инструменты и методы конкурентной разведки в 2023 году
Анастасия Антонова - Международный эксперт экономики и финансов, президент Союза Предпринимателей Развития Инновационных Технологий. Конкурентная разведка — это анализ данных и сведений. В зависимости от запроса источники будут разными, это вопрос ваших возможностей как профессионала и деловых связей. На сегодняшний день открытых источников стало больше, как и возможностей. Самый простой инструмент, которым можно воспользоваться: найти опцию «проверка контрагента» на сайте налог.ру. Уделив час времени, вы сможете понять картину конкурентов. Прежде чем делать запрос себе или специалисту, вы должны четко понимать, чего хотите от анализа на самом деле. Польза от конкурентной разведки Конкурентная разведка, вне зависимости от сферы деятельности бизнеса, позволяет получить комплексный анализ конкурентов. В разрезе понятия термина на сегодняшний день фразы «проанализируйте ценовую политику», «маркетинговые инструменты», «стратегии развития конкурента» устаревшие. Сейчас провести конкурентную разведку может рядовой аналитик, воспользовавшись необходимыми интернет-ресурсами. Что дает информация о конкурентах: • Данные о тенденциях рынка. • Инструменты давления конкурента. • Опыт конкурентов. • Финансовое развитие организации — емкость рынка. • Потенциал. • Выгода сотрудничества. Задача конкурентной разведки У конкурентной разведки, на мой взгляд, более глубокая задача. Например, конкурент продает, товар Х, у него прекрасный денежный оборот и прибыльный бизнес. Вы хотите такой же результат. Анализируете маркетинговую стратегию конкурента, ценовую политику и другие данные, но у вашей компании такие показатели не выходят. Тогда в игру вступают аналитики и идут в «разведку». Прежде чем углубляться в маркетинг, нужно понять, что это за организация, какими путями она взобралась на пьедестал. Ваша стратегия должна быть максимально приближена к военной, тогда будет успех. Не недооценивайте важность информации и правильно используйте ее. Из конкурентной разведки нужно извлечь: Ценовую политику. Понять, как увеличить свой капитал. Маркетинговые инструменты. Для того чтобы знать, что увеличит заинтересованность к вам. Стратегия развития. Узнать, на какой вектор развития нацелен конкурент. Условия. Возможно, конкурент привлекает не за счет качества, а интересных услуг. Работа с клиентами. Доступные инструменты для анализа Существуют открытые источники, доступные каждому. Ими можно воспользоваться в случае, если у компании нет средств на покупку лицензии на серверах с консолидированной информацией. К открытым источникам относятся: налоговая, реестры юрлиц, ИП, лицензий. Обратите внимание на суды, сайты классификаторов и так далее. Большая часть информации находится в открытом доступе, при должном поиске общая информация найдется. ФНС России Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Реестр дисквалифицированных лиц Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС РФ Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Сведения о среднесписочной численности работников организации Сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками Сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год Сведения об уплаченных организацией в календарном году налогов и сборов Сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам Система информирования банков о приостановлении (блокировке) расчетных счетов Сведения о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов или не представляющих налоговую отчетность более года Реестр обеспечительных мер ФНС РФ Росстат (Федеральная служба государственной статистики) Статистический регистр Росстата Реестр бухгалтерской отчетности (сведения до 2018 года; с 2018 года — данные в сервисе из информационного ресурса БО ФНС России, п. 6) Верховный суд РФ Картотека арбитражных дел ФССП РФ (Федеральная служба судебных приставов) Банк данных исполнительных производств (в отношении организаций) Генеральная прокуратура РФ Единый реестр проверок Федеральное казначейство (Казначейство России) Единая информационная система в сфере закупок Минэкономразвития России / ФНС России Сведения о банкротстве из Федресурса (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве), включая ЕФРСБ Сведения о существенных фактах из Федресурса ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) Реестр недобросовестных поставщиков Профильные лицензирующие ведомства Реестр лицензий Росалкогольрегулирования Реестр лицензий Роспотребнадзора Реестр лицензий Росприроднадзора Портал открытых данных Росздравнадзора Реестр лицензий Рособрнадзора Реестр лицензий Роскомнадзора Портал открытых данных Ростехнадзора Портал открытых данных ФСТЭК (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю) по технической защите конфиденциальной информации Портал открытых данных ФСТЭК (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю) по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации Федеральное казначейство Официальный сайт ГМУ (Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях) Единая информационная система в сфере госзакупок Технические (вспомогательные) источники (Минэкономразвития России / ЦБ РФ) Реестр российской системы и плана нумерации Россвязи Классификатор БИК ЦБ РФ Классификаторы адресов ФИАС, КЛАДР Классификаторы ОКВЭД Методы конкурентной разведки Метод на сегодняшний день один — анализ информации сотрудником, обладающим квалификацией. Прибегать к методам шпионажа или взлому серверов — это уже прошлый век. Частый вопрос: зачем платить больше, если я могу сам, может штатный сотрудник, и это дешевле. Возможно, но, как показывает практика, скупой платит дважды. Оперативность — самое важное в бизнесе. Специалисту достаточно десяти минут на сбор информации, когда рядовому аналитику от нескольких дней до месяца. Помимо этого, важны багаж знаний и практика. Эксперт работает не один год, имеет в кейсе разные случаи. Специалисты отслеживают изменения в законодательстве, читают специализированную литературу. Все теневые схемы регламентированы, о них известно, по ним написаны учебники. Знания обладают ценностью и стоят вложений. Возвращаясь к примеру и тому, почему важно сначала понять, кто твой противник, а потом уже изучать его ценообразование и другую информацию. Представьте ситуацию: номинальная компания на рынке прикрывается успешной продажей товара Х, имеет хорошую прибыль, она может позволить очень многое за счет «дополнительного заработка». Посмотрите на соотношение уплаты налогов, фонд заработной платы, количество сотрудников и так далее. После анализа станет ясно, стоит ли бороться за конкуренцию на рынке. Защита от конкурентной разведки Защиты от конкурентной разведки как таковой нет. Выше описано много ее способов, но они могут быть использованы против компании. Можно установить дополнительные программы для защиты архивов и учета времени работы сотрудников. Но информацию конкуренты все равно получат, потому что ключевые данные об организации есть в налоговой, а в банке — платежные операции. Среднему предприятию не стоит зацикливаться на этом, лучше переключиться на рост компании и увеличение капитала. Прибегать ли к услугам специалистов конкурентной разведкой или нет — личное дело каждого. Но делать базовый анализ конкурентов, учитывая доступность сервисов, необходимо.