Егор Болконский: Метавселенная несбывшихся надежд

В конце 2021-го Facebook* (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ организации Meta*) провел ребрендинг, сменив название на Meta* (организация признана в РФ экстремистской, деятельность запрещена).

Егор Болконский: Метавселенная несбывшихся надежд
© Daily Moscow

Марк Цукерберг заявлял о космических инвестициях в размере 10 млрд долларов, и это только в первый год. Почти каждый технологический блогер говорил о том, что у нас на пороге «Интернет 3.0».

Но спустя почти 2 года о метавселенной вспоминают только технологические издания, и то, чтобы пнуть Цукерберга, а сам Марк с новым воодушевлением вдруг выпускает клон Twitter.

Это Kansas City Shuffle в исполнении Цукерберга или очень дорогая ошибка?

«Хиро двигается вдоль улицы. Это Бродвей, Елисейские поля Метавселенной. Это ярко освещенный бульвар, который он видит в линзах своих очков в миниатюре и задом наперед. На самом деле его не существует. Но прямо сейчас по ней ходят миллионы людей».

Нил Стивенсон, «Лавина»

В 1992 году писатель Нил Стивенсон выпустил произведение «Лавина» — футуристический роман о Метавселенной. В ней сплетаются виртуальная реальность, мифология и подростковая американская мечта. Почти через 30 лет один из богатейших людей мира, используя всю мощь своих акций класса В, сделает крупнейшую ставку на Метавселенную. То есть создаст фактически новый рынок метастартапов…

За два года стоимость акций компании упадет в несколько раз, а люди забудут о метавселенных, переключившись цифровую революцию построения данных - ИИ.

Связь между Facebook (Meta)* и «Лавиной» действительно есть. Еще в 2014 году старший специалист по big data в Facebook* Дин Эклз неоднократно говорил, что эту книгу должны прочитать все новые сотрудники компании. Похоже, Цукерберг был «заражен» сюжетом произведения еще раньше.

Вообще, «Лавина» Стивенсона — роман о том, как общество, где наблюдается критическое классовое неравенство и где большинство людей работают курьерами под управлением искусственного интеллекта, в процессе выживания «прячет» свои грезы в Метавселенной — прекрасном цифровом мире, в который можно попасть с помощью очков виртуальной реальности и наушников. Именно Нил Стивенсон ввел термин «метавселенная».

Если бы автор «Лавины» написал еще пару строк об эксцентричном изобретателе ракет, то роман давно бы стал пророчеством!

Сильнейшая экосистема мира

Сегодня в Meta* — около трех миллиардов активных пользователей, и это число превышает количество населения Китая и Индии вместе взятых. Meta,* относительно молодая компания, но по охвату аудитории (и уровню влияния) обогнала все крупные соцсети. Не ошибусь, если назову ее одной из самых влиятельных бизнес-структур в истории.

После скандала с выборами 2016 года начало казаться, что Meta* приближается к концу своего золотого века развития. Покупки компании стали мелковаты: чат-боты, распознавание лиц и т. п. С появлением TikTok пришло понимание, что эра Meta* закончилась.

А зачем, Марк?

Ребрендингом Цукерберг хотел отделить компанию от целого ряда плохих новостей: от Cambridge Analytica до The Facebook Papers. Но главное — платформа впервые начала терять ежедневных активных пользователей. И здесь аналитики Meta* уперлись в тупик.

Дело в том, что все социальные сети, как и любой продукт, имеют типичный цикл жизни — это когда люди устают и ищут что-то новое. Для борьбы с медленной смертью Meta* покупала (либо заставляла ее подчиниться) каждую компанию, которая угрожала ей. WhatsApp и Instagram* были куплены.

Snapchat сопротивлялся, но в итоге его «убил» Instagram Stories*. Meta* даже приобрела израильский стартап Onavo (занимался исследованием эффективности приложений), чтобы отслеживать рынок социальных сетей и выявлять новые приложения (затем они копировались, покупались или уничтожались).

Новизна — одна из причин, по которой TikTok стал таким мощным конкурентом для компании Цукерберга.

Именно поэтому Марк решил не искать фичи, а создать что-то новое. Он повернул руль на 180 градусов и пришел к идеи «другого» интернета.

Почему так, Марк?

Блогеры и СМИ говорили о метавселенной как о прорыве. Из презентации казалось, что платформа Horizon Worlds (так называется метавселенная Meta*) должна фактически перестроить коммуникацию, дав пользователям цифровые аватары и позволив им ощущать присутствие других при общении друг с другом.

Но похоже, произошел разрыв реальности между одним из богатейших людей в мире и обычными пользователями.

Во-первых, ужасный рендеринг. Все ждали что-то из серии «Первому игроку приготовиться», а получился Sims 2 с окружающим миром.

Сделать 4D-соцсеть, как в вышеуказанном фильме, пока невозможно: нет и мощных видеокарт у юзеров, и скорости интернета, чтобы тянула прогрузку, и кучи чего еще. Считаю, что в Meta* это прекрасно понимают и даже знают, как к такой картинке прийти. Но вот подготовить аудиторию к текущему качеству Horizon Worlds перед релизом — забыли или не смогли.

Во-вторых, сам по себе виртуальный опыт — слишком большой скачок для человеческого восприятия в сравнении с опытом использования телефона.

Возможность отложить гаджет, чтобы заняться другими делами, теряется при применении VR-гарнитуры, поскольку она занимает почти все органы чувств пользователя. В мире, где большинство из нас пользуется мобильными, громоздкая гарнитура точно не глоток свежего воздуха.

В-третьих, метавселенная должна быть с открытым кодом. Другими словами, ни одна компания не будет «владеть» ею. Некая библиотека виртуальных миров, созданных разными разработчиками, которые объединятся в одну огромную цифровую вселенную.

Но как, где и кому делить прибыль?

Meta ожидала, что только к концу 2022 года число активных ежемесячных пользователей в Horizon Worlds составит не меньше 500 тыс. человек; в настоящее время этот показатель составляет менее 200 тыс. человек.

Утечка внутренних документов показывает, что большинство посетителей Horizon не возвращаются после первого месяца работы.

Сегодня, разговаривая с командами стартапов или компаний из штатов или Индии я постоянно слышу от них о своих планах по созданию инструментов, вдохновленных ChatGPT. Планы по созданию метавселенной? Слышал один или два раза.

Минусы виртуального рая

«Собираясь на свидание в Метавселенную, белые школьницы из бедных семей неизменно бегут в отдел компьютерных игр ближайшего универмага и покупают себе копию “Брэнди”. Пользователь может выбрать три размера груди: неправдоподобный, невозможный и абсурдный».

Нил Стивенсон, «Лавина»

Всё более четкие границы обретает болезнь 21 века — зависимость от гаджетов. Кроме того, она еще сулит проблемы с физическим и ментальным здоровьем. Как минимум сейчас постоянно смотреть в экран — тяжело для глаз. Вот скоро еще узнаем, как там с Apple Vision Pro.

Итог: подобные разработки могут привести к глобальному разрыву между людьми, природой и реальным миром нашей планеты. Природа важна для человеческой психики, а цифровое подобие естественной среды — далеко не то же самое.

Существует также проблема абсолютной власти. Например, если Meta* решит, что ей не нравится пользователь, она может его заблокировать — он исчезнет с сайта. Такое уже происходит в Facebook*, но от этого люди не теряют, например, возможность ходить на работу. И главный вопрос: а что будет, если цифровой аватар, который представляет целую личность, взломают?

В 2021 году в КНР запретили детям младше 18 лет играть в онлайн-видеоигры чаще чем три раза в неделю, чтобы «защитить физическое и психическое здоровье несовершеннолетних». Но не Китай был первым, а ВОЗ.

Именно Всемирная организация здравоохранения определила «игровое расстройство» как тип аддиктивного поведения, приводящего к «видимой деструкции или значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности».

В США, Канаде и Англии есть стационарные клиники для лечения игровой зависимости. Они очень похожи на медучреждения для наркозависимых. Есть даже порталы, где перечислены лучшие реабилитационные центры, ориентированные на детоксикацию от технологий для подростков.

Что за «нити», Марк?

Threads переводится как «нитки». Это же понятно из логотипа соцсети. И кстати, точно нужно распутать «клубок ниток», чтобы разобраться Threads: строка поиска выдает только имена пользователей, нет возможности полностью удалить аккаунт.

Отсутствуют и ПК-версия. В приложении нет базовых функций для пользователей с ограниченными возможностями (что странно для США) и рандомной ленты рекомендаций.

Еще в июле в Threads было больше 100 млн активных пользователей. В сентября - около 15 млн, согласно данным Similarweb.

Да и сколько ваших знакомых сейчас пользуются этой соцсетью?

Да, текущее положение Twitter (теперь это Х) сделало Threads конкурентоспособной соцсетью. Правда ли, что запуск Threads можно назвать ошеломительным? Конечно, нет!

Альтернативы Twitter— Mastodon, Spill, BlueSky — появились намного раньше Threads, но только Meta* обладает огромной активно аккумулированной аудиторией. Переход из Instagram* в Threads сделали бесшовным, без новых регистраций, чтобы максимально завлечь всех любопытных пользователей и показать «оглушительные цифры».

Социальная сеть Threads стала же № 1 в App Store? Да, сервис с 3 млрд пользователей выкатил еще одну внутреннюю (читай, бесшовный переход) соцсеть. Она не могла не стать № 1.

Появление Threads — не технологический прорыв, а правильный стратегический шаг после Horizon Worlds. Meta* нужен медийный успех. Threads нужно расценивать как маневр. Напомню, что сейчас началось десятилетие ИИ. Копией Х (Twitter) невозможно удивить и визионерская команда Meta* это понимает.

Скорее всего, к концу 2023 или в 2024 году нас ждет новый ИИ-продукт от Meta*, который, кстати, должен был выходить как новое, промывное обновление Horizon Worlds. А вот Threads - некая прослойка, чтобы прервать молчание.

Очевидно, что сейчас у главы Instagram* карт-бланш и интересно наблюдать, как Моссери будет слушать комьюнити и как быстро будет «выкатывать» обновления, после того, как хайп Threads прошел.

Я предполагая, что в течение 2-х лет, Threads превратится в альтернативную ленту для тех, кто устал от вертикальных видео. Нажал кнопку и вместо фото текстовые посты.

И конечно, о реальном состоянии компании Цукерберга мы сможем понять только в конце года: если Meta* закроет свои финансовые показатели большим плюсом, то стратегия, которая еще вчера держалась на одной нитке, завтра станет настоящей цепью лидерства.