В США семейного блогера обвинили в шести преступлениях из-за жестокого обращения с детьми
Бывшего американского семейного видеоблогера Руби Франк с 2,5 млн подписчиков обвинили в шести преступлениях за жестокое обращение с детьми. Ее истощенный ребенок сбежал из дома через окно и попросил у соседей еды и воды. При этом его мать давала подписчикам советы по воспитанию детей. Ранее в России широко обсуждалась история гибели от истощения блогерши-сыроедки из Казани Жанны Дарт, которая распространяла свои идеи и образ жизни в социальных сетях. А также трагедия в Сочи: как сообщалось, отец младенца, блогер-сыроед Максим Лютый не давал кормить ребенка. Все эти люди были так или иначе популярны в социальных сетях. У них тысячи и даже миллионы подписчиков. А значит, был высокий спрос на их контент. Сотрудники Business FM попросили психологов рассказать, насколько можно вообще доверять картинке и словам с экрана.
Digital-продюсер, директор блогеров-миллионников, основатель проекта Mediaclub.pro Евгений Вольтов:
«Это связано в первую очередь с отсутствием компетенции и образования у блогеров. Да, у них есть трафик, но у них нет соответствующего образования. Безусловно, когда ты выходишь в интернет-пространство и набираешь больше 15 тысяч подписчиков, ты уже несешь ответственность не только социальную, но и ответственность юридическую. Фактически человек, который развивает свой блог, несет огромную ответственность за то, что он транслирует. То, что он транслирует, должно соответствовать не только внешнему облику и моральным качествам, но и, скажем, образованию. Верить блогеру, как и артисту, — это выбор человека, который потребляет данный контент. Вопрос только в том, что, в отличие от артиста, исполняющего песни, у блогерского контента немного размыта граница, и не всегда поймешь, где блогеры играют, исполняя некоторую роль, а где они все-таки живут жизнь. Врунов сейчас очень много. На мой взгляд, слава богу, что сейчас появляются какие-то нормативные акты и формы ответственности, в том числе административной и уголовной, что позволяет начинать этот момент регулировать».
Психолог, бизнес-консультант Григорий Крамской:
«Люди сами по себе могут искренне верить своей рекомендации. Высокая степень популярности никогда не гарантирует качество советов, которые дает популярный человек. Более того, до всякого блогерства существовали подобные кейсы. Например, прекраснейший, крайне популярный писатель давал советы в издаваемых книгах, которые потом были признаны крайне неудачными, и на могилу этого писателя дети его не пришли, потому что сам по себе этот человек был ужасен с точки зрения реальной поведенческой психологии, многие его советы, которые он очень активно продвигал в своих книгах, людям, можно сказать, испортили жизнь, испортили взаимоотношения с детьми. Есть такая проблема: хорошо и качественно упакованная некомпетентность может вызывать доверие за счет упаковки, но здравый смысл необходимо включать всегда, а здравому смыслу у нас нигде не учат».
Психолог, сооснователь психологического центра «Одна волна» Елена Толстая:
«Почему мы этим блогерам верим? Нам предлагают очень быстрый результат, мы не хотим тратить долгое время на решение определенных вопросов, мы хотим решать вопросы быстро и эффективно, мы хотим с кем-то разделить ответственность. Они манипулируют нашей болью. То есть, как правило, они нам демонстрируют, что те вещи, которые у нас болят, решаются достаточно легко и быстро, причем у всех. И в этом кроется вторая проблема — отсутствие индивидуального подхода к каждому. Еще очень важный момент — подача информации. Они очень легко и просто рассказывают о том, как можно решить наши проблемы, плюс к этому — мистическое мышление человека в мире никто не отменял. Потому что мы все, и это старо как мир, мечтаем о волшебной таблетке, которая избавит нас от всех проблем. Эта мистическая волшебная таблетка называется каким-то авторским подходом, инновационным подходом, и это в корне якобы отличает ее от подхода коллег и вообще от всего существующего мира».
Руководитель Института социологии управления Константин Абрамов:
«Просто жизнь сейчас ставит очень много вопросов, это нормально, когда люди ищут ответы. Все, что ты находишь в интернете, слышишь от СМИ, все равно необходимо подвергать критическому анализу, если этот вопрос для тебя важен, находить несколько источников информации, сравнивать. Здесь панацея лишь одна — образование».
В США приняли закон в защиту детей блогеров. Они теперь смогут получать доход от блогов родителей со своим участием. При этом дети должны будут появляться в кадре только в 30% постов в течение месяца.