В МГПУ официально разрешили использовать ИИ для дипломных работ
Обновлено в 17:01
Первый российский вуз официально разрешил использовать искусственный интеллект для написания дипломных работ. Такое решение принял ученый совет МГПУ. В вузе считают, что применение чат-ботов поможет развить у студентов навыки анализа и переработки данных, а полученный с помощью искусственного интеллекта текст все равно нужно перерабатывать и затем обосновывать его использование на устной защите дипломной работы.
Правила использования ИИ уже прописали в нормативных актах вуза, говорит ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования Игорь Реморенко:
Игорь Реморенко ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования «Многие студенты, да и преподаватели, используют системы генеративного ИИ при создании текстов разных работ, не только выпускных квалификационных работ. Самое простое было бы все это запретить, но учитывая, что все равно будут использовать, разработали правила, как использовать. Если используешь, то процитируй, что используешь. Есть правила оформления соответствующих ссылок. Самое главное, сгенерированный текст не является аргументом правдоподобности высказанной позиции, все равно ее надо обосновывать, все равно подбирать ссылки из источников, все равно выкладывать логику, почему утверждается то, что утверждается. И это не исключает устной защиты, они остаются. Потом в жизни все равно будут использовать, как ни крути, и лучше научиться работать с этим грамотно, чем потаенно что-то копипастить. Устные защиты остаются, и как раз на них и возможно обсуждение, а почему вы выбрали из систем генерации этот кусок, а почему вы считаете его правдоподобным, какие еще источники подтверждают эту информацию и так далее».
Использовать искусственный интеллект при написании научных работ не означает сгенерировать дипломную работу полностью с его помощью. Но такая работа все равно будет на троечку, считает ректор ИТМО Владимир Васильев:
Владимир Васильев ректор ИТМО «Использовать не означает написать, это разные вещи. Многие вопросы, которые, например, студенты не все любят задавать преподавателям, а могут задать ChatGPT. Если ChatGPT отвечает на вопрос корректно, почему нет, тогда это мощно сокращает время. Сейчас, по-моему, каждый гражданин пользуется ChatGPT. Что значит запретить или разрешить пользоваться ChatGPT ? Ну запретите пользоваться интернетом, это что, возможно, что ли? Или использовать интернет в образовательных целях? Конечно, надо использовать».
Говорит доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:
Евгений Белый доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «История неоднозначная хотя бы по тому, как она оценивается в мире. На днях стало известно, что в Китае внесен законопроект, если он будет принят, студент может быть лишен дипломной работы в случае, если выяснится, что у него выпускная квалификационная работа была написана с применением искусственного интеллекта. В США озадачены этой проблемой, потому что всегда достаточно трудно дифференцировать: человек использовал искусственный интеллект для подбора материала или это действительно работа написана. Однозначно определить вклад нейросетей в подготовленную выпускную квалификационную работу сложно. Министерство науки и высшего образования должно определить правила игры. Неправильно, когда вуз сам определяет, что можно, а что нельзя: в этом университете решили, что можно использовать, в соседнем университете будет внесен жесткий запрет, и там начнут отчислять студентов или наказывать за использование искусственного интеллекта. В стране должны быть приняты правила или на уровне ведомственного приказа, или законодатель должен внести поправки в закон об образовании».
Волна обсуждений по поводу использования ИИ в написании студенческих работ поднялась после того, как студент РГГУ воспользовался чат-ботом ChatGPT для написания диплома. Нейростеть сгенерировала 60 страниц работы с оригинальностью 70%. Со стороны представителей сферы образования звучали предложения полностью запретить использование ИИ при написании выпускных дипломных работ.