Войти в почту

Кто ищет, тот не найдет: почему алгоритмы Google работают против пользователей

Забота лишь о собственной выгоде В начале лета 2023 года Google стала наиболее используемой поисковой системой. Ее доля рынка составила более 90 %. Хотя статистические данные были утешительными, ситуация за последние годы изменилась. Несмотря на неплохие мировые показатели, популярность Google в России стремительно идет на спад. Число пользователей снижается. За год доля Chrome в заходах в интернет снизилась на 5 п. п., до 45 %, а Google в поиске – на 6 п. п., до 39 %. Россияне заявляют, что в браузере много нежелательной рекламы, а эксперты предупреждают – поисковик ненадежен и может стать причиной утечки данных. Журналист Райан Бродерик провел исследование и пришел к выводу, что Google может лишиться статуса неоспоримого лидера. Значительные изменения уже произошли в сфере поисковой оптимизации, которая ориентирована на алгоритмы. Поисковик стал настоящим полем битвы за внимание аудитории, где в ход идет любое оружие, которое способно сформировать массовое сознание. Поисковик – подходящий инструмент для насаждения определенных идей и фейков. Помимо этого, теперь URL-адреса новых статей загружаются ключевыми словами, чтобы пользователь сразу попадал на сайт, размер названий видео на YouTube ограничен, а в результатах поиска – сайты, которые бесконтрольно копируют друг друга. По данным The Verge, поисковая система оказала большое влияние на создание контента в Сети. Авторы и блогеры стали ориентироваться на тренды и делать все возможное, чтобы попасть на первые строчки поисковых запросов. В действительности некоторые сайты содержат бесполезную и даже деструктивную информацию, а для увеличения охватов просто используют в своих материалах нужные слова. Качество предлагаемой информации снизилось, а алгоритмы работают не на пользователей, а против них. С появлением рекламы в Сети ситуация только усугубилась. Бродерик уверен, что с тех пор Google заботилась только о своей выгоде и пыталась увеличивать доходы, не задумываясь об этических аспектах. Рекламных интеграций становится все больше, будто бы специально отвлекая наше внимание от действительно важного. Что будет дальше? Сегодня на конкурентное поле выходит искусственный интеллект. Так, популярный ChatGPT от OpenAI уже втянул Google в гонку с Microsoft за создание совершенно другого вида поиска, который использует чат-бота, содержащего генеративный ИИ. Разработчики пытаются поспеть за прорывными технологиями, но отстают и не могут предоставить инновационных решений. Ранее сама Google буквально уничтожила своего конкурента, которого, казалось, никто не потеснит – AltaVista. Кто сказал, что аналогичный сценарий не грозит и самому ИТ-гиганту? Об опасности алгоритмов говорят уже не первый год. Сенаторы США поднимали вопрос о прозрачности рекомендательных сервисов представителей бигтеха. По их мнению, TikTok, Snapchat и YouTube загоняют пользователей в алгоритмические «кроличьи норы» – это эффект, при котором пользователю предлагается все больше и больше контента, соответствующему его предпочтениям. Играя на чувствах зрителей и развивая негативные тенденции, такие «норы» способны усиливать убеждения пользователей и даже радикализировать их, что может привести к опасным последствиям. В России тема тоже актуальна. Так, с 1 октября начнут действовать первые законодательные нормы, направленные на регулирование подобных алгоритмов. Инициатива направлена на то, чтобы сделать механизмы рекомендаций прозрачными и не допускать их использования в незаконных целях. Фото: unsplash.com

Кто ищет, тот не найдет: почему алгоритмы Google работают против пользователей
© РИА "ФедералПресс"