Войти в почту

Российские платформы ВКС: к взлету готовы

Александр Тихонов - ИТ-директор компании SL Soft (входит в ГК Softline). По данным «Финам», на начало 2023 года доля отечественных систем видео-конференц-связи (ВКС) на российском рынке B2B составляла примерно половину от всего объема рынка. Локальные производители активно занимают ниши, освободившиеся после ухода западных вендоров. Однако интерес компаний к удаленным коммуникациям возник еще раньше. Российские ВКС в контексте глобальных трендов Резкий рост спроса на ВКС-системы в России и мире начался из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Компаниям было необходимо обеспечить возможности для общения и совместной работы сотрудникам, массово перешедшим на «удаленку». Некоторые крупные компании, в том числе в России, еще раньше стали практиковать перевод персонала на дистанционный режим работы. Доля проектов, связанных с удаленными коммуникациями, составляла в России примерно 6–7% от общего объема, ко второй половине 2020 года она взлетела до 25%. Постепенно, осознав преимущества ВКС — от экономии сотрудниками времени на дорогу до оптимизации затрат на аренду офисов, — компании начали предъявлять к этим системам новые требования по надежности, функциональности, юзабилити и возможностям интеграции. Чем быстрее вендор реагировал на эти запросы, тем популярнее его решение становилось. Теперь под ВКС подразумевают не только видео-конференц-связь, но и корпоративную почту, мессенджеры, чаты и другие виды связи, а также дополнительные функции, такие как автосекретарь, переводчик, планировщик. Экосистему дополняют совместимые аппаратные средства: видеокамеры, гарнитуры с шумоподавлением, экраны с «эффектом присутствия». Современные технологии позволяют сотрудникам, подключенным удаленно, чувствовать себя так, будто они находятся на совещании офлайн. 2022 год начал новую главу этой истории. С уходом с российского рынка Cisco и Polycom, а за ними и других зарубежных производителей, заказчики лишились возможности продлевать лицензии на эти продукты и пользоваться вендорской поддержкой. Хорошо, что к этому времени уже существовали достаточно серьезные отечественные альтернативы: TrueConf, Webinar, IVA, Vinteo и другие. Появились и новые перспективные системы, например SberJazz или eXpress. Сегодня на отраслевых конференциях мы видим, что экосистемный подход, который практиковали зарубежные поставщики UC-платформ (платформы унифицированных коммуникаций), приживается и в российских решениях. Например, на одном из мероприятий «Яндекс» демонстрировал ПО отечественного производства, которое совместимо с IP-телефонией, ВКС-системами, различным прикладным софтом, интегрируется с CRM. Хорошо позиционирует себя и Webinar Group, чья платформа тоже может, например, объединяться с CRM, календарями, чтобы пользователи бронировали переговорные, настраивали циклические встречи, создавали рассылки, получали автоматические уведомления о запланированных встречах и т. д. Они же предоставляют качественные аппаратные решения для ВКС, правда, созданные на базе зарубежных продуктов. Надежность и масштабируемость российских UC-решений Вопрос надежности и отказоустойчивости UC-систем содержит в себе несколько аспектов. С одной стороны, российские облачные платформы для коммуникаций, размещающиеся на серверах внутри страны, с точки зрения санкционных рисков гораздо безопаснее, чем зарубежные. Даже если у заказчика каким-то образом появится возможность оплатить лицензию на импортный продукт, никто не гарантирует, что оператор сервиса однажды просто не отключит доступ к нему. Данные пользователей при этом останутся на зарубежных серверах, и как ими будут распоряжаться — непонятно. Но в случае с российскими решениями возникает следующий момент — насколько они в целом способны обеспечить видеосовещание без помех, насколько качественное шифрование трафика применяют (какой протокол используют), как борются с DDoS-атаками и т. д. Стандарты безопасности, предоставляемые различными разработчиками, — один из важных критериев выбора системы. Другая потенциальная сложность связана с тем, что пользователям зачастую необходимо время, чтобы привыкнуть к новому для них интерфейсу. Многие заказчики, выбирая платформу, хотят видеть у себя «точную копию» Zoom или Webex. Крупные и средние компании могут разворачивать UC-платформу на собственных серверах и инфраструктуре, чтобы обеспечить большую управляемость системой. Но для экономии средств и ресурсов можно пользоваться и российскими облачными решениями. Все популярные платформы UC, доступные сейчас на рынке, достаточно гибкие к требованиям заказчиков. Помимо готовых продуктов «из коробки», у них есть и кастомизируемые enterprise-решения. Для реализации самых больших внедрений вендор даже может за короткий срок дополнить свой продукт недостающим функционалом в соответствии с запросом заказчика. Активно развивающийся малый бизнес, у которого есть потребность в масштабировании без привлечения больших инвестиций, как правило, выбирает недорогой MVP (продукт с минимальной функциональностью), чтобы сразу начать работу, а потом улучшать его при возможности или при необходимости. В этом случае можно воспользоваться и бесплатными версиями коммерческих продуктов. Они хоть и ограничены по времени сеанса, возможности интеграций и т. д., но подходят для большинства сценариев: провести вебинар, деловую встречу, обсуждение между филиалами или собеседование. Таким образом, сегодня нет барьеров, мешающих использовать российские системы удаленных коммуникаций в качестве альтернативы зарубежным. По степени масштабируемости, удобству и наличию дополнительных опций они приближаются к лидирующим системам глобальных поставщиков.

Российские платформы ВКС: к взлету готовы
© Инвест-Форсайт