Обзор интранета и его тренды
Тренд на интранет у российских компаний появился еще в 2010-х годах. Сейчас 65% крупнейших компаний из топ-200 Forbes используют корпоративные сети для создания внутренней инфраструктуры для коммуникаций, 35% — пока думают об этом.
Чаще всего интранет уже внедрен у IT-компаний, банков, ретейла, в нефтегазовой и металлургической сферах. Интранетом пользуются не только крупные участники рынка, подобные решения есть, например, у частных образовательных учреждений со штатом сотрудников до 500 человек.
Компания KODE начала разрабатывать корпоративные сети несколько лет назад, в основном для крупных добывающих компаний и, конечно, для себя. Мы провели глубинное исследование решений доступных на российском рынке и хотим поделиться его результатами.
Онлайн-офис, документооборот и тайный Санта
Корпоративный интранет — это онлайн-офис, где сотрудники ведут переписку, обмениваются документами, хранят артефакты, участвуют в общих активностях. Интранет самый удобный инструмент для настройки единых процессов для большой компании.
Каждый интранет, как и компания, уникален, некоторые продукты обладают широким списком функций, вот самые редкие и забавные, которые мы обнаружили:
Виджеты погоды, соцсетей сотрудников и переводчика Интеграция с мессенджерами Slack и Telegram Возможность подключения внешних пользователей с ограниченными правами доступа Собственный сервис онлайн-встреч с возможностью записи и автоматической расшифровкой голоса в текст Корпоративная валюта и корпоративный магазин, где можно купить мерч Модуль «Тайный Санта» и открытки к праздникам Встроенные механики геймификации для выполнения KPI
Обзор популярных отечественных интранет-решений
Уровни зрелости
Эксперты выделяют 5 уровней зрелости корпоративных порталов, в зависимости от его функциональности и интеграции с другой инфраструктурой компании:
Базовый уровень: доступ к документам, контактной информации и корпоративным новостям. Классический уровень: возможность взаимодействия с коллегами, участие в проектах и получения обучающих материалов. Современный уровень: персонализированные новости, аналитика и возможность работы с документами в режиме реального времени. Диджитал воркплейс: возможность работать из любой точки мира, используя облачные технологии и мобильные устройства. Кроме того, данный уровень включает функции управления задачами и проектами. Единый диджитал-опыт сотрудников (DEX): самый передовой уровень, с единым интерфейсом для доступа ко всем необходимым инструментам и приложениям. DEX использует искусственный интеллект и аналитику для повышения производительности и удобства использования.
Обзор рынка
У 40% российских компаний классический интранет, у 35% — современный у 15% — базовый, у 10% — современный диджитал воркплейс. Реализация и внедрения DEX в полном объеме встречаются редко на российском рынке, поскольку требуют высокого уровня технологической культуры и инфраструктуры от компании.
Когда компания задумывается о внедрении интранета, многие вначале обращаются за заказной разработкой. Считают, что проще реализовать систему, которая учитывает сложившиеся процессы в компании, а не подстраивать сами процессы под имеющийся функционал. И только узнав стоимость (такие решения не из дешевых), начинают смотреть на те системы, которые уже есть на рынке.
Рынок подобных решений в России был достаточно большой, сейчас он сильно сократился из-за ухода некоторых компаний. Так, например, крупные компании использовали MS SharePoint, но когда Microsoft приняла решение о приостановке продаж своих продуктов и услуг на территории России, компании начали искать замену. Согласно исследованию «Интранет, внутренние коммуникации и диджитал-опыт сотрудников», проведенному в конце 2022 года, 20% компаний находится в процессе выбора интранет-платформы для импортозамещения. 30% из них пошли по пути собственной разработки, а 25% — выбрали Битрикс24.
Но что бы ни выбрала компания, важно понимать, что чаще всего внедряемую платформу необходимо будет не только настроить, но и проинтегрировать с текущими IT-решениями компании. Зачастую коробочные решения не предоставляют таких услуг, и компаниям приходится решать эти проблемы самостоятельно.
Запрос на доработку коробочных продуктов один из самых частотных. При этом мы видим, что эти вопросы не учитываются при оценке затрат на внедрение интранета. По нашему опыту именно бесшовная интеграция имеющихся процессов, накопленных данных, IT-решений в интранет — самая сложная часть работы.
Как внедрять интранет: варианты
Обычно интранет внедряется по трем сценариям. Если вы сталкивались с другими процессами, напишите, пожалуйста, в комментариях.
Купить готовое решение
Это идеальное решение, если:
В вашем штате от 100 до 10 000 сотрудников и у вас достаточно простые рабочие процессы, которые не требуют уникальных решений Вам нужен интранет еще вчера, и вы готовы к временным мерам Вы не хотите думать об улучшениях и развитии платформы — все это будет делать вендор.
Риски:
Придется доплачивать за каждую уникальную доработку, в том числе уникальный дизайн под ваш брендбук Высокие лицензионные платежи, которые придется проводить каждый год Ограничения платформы, невозможность обновляться так часто, как вам нужно Зависимость от вендора. Обновления, новые политики, цены — вендор может менять все по своему усмотрению.
Взять MVP и дорабатывать под свои потребности
На рынке существует множество компаний-разработчиков, которые готовы работать с кодом готовых корпоративных платформ. Вы можете купить коробочное решение и адаптировать его под свои нужны с помощью подрядчика.
Это идеальное решение, если:
У вас уже есть корпоративное приложение или портал, но его функциональности не хватает Вы не сможете монетизировать свои наработки – ваше решение не возможно будет масштабировать на чужой бизнес. На рынке еще нет продукта, который покроет 70% ваших потребностей.
Риски:
Дороже, чем простое коробочное решение. Доработки требуют изучения, тестирования, поддержки – все это траты ресурсов компании и сотрудников Чем глубже кастомизация, тем меньше у вас шансов получить доступ к обновлениям от вендора Срок внедрения будет дольше, чем при покупке готового решения. Сложно сказать, что именно придется доработать, насколько это технически сложно — пока вы не купите готовое решение и не залезете в код.
Разработка собственного сервиса с нуля
Вы не используете готовый программный продукт. Весь код разработчики пишут под требования заказчика, часто с применением фреймворков.
Это идеальное решение, если:
У вас в штате от 10 000 сотрудников. Цена на готовое решение зависит от кол-ва пользователей, если у вас их слишком много, цена может быть заоблачной. У вас очень жесткие требования к безопасности и вы не готовы доверять хранение информации вендорам. В вашей сфере слишком много перемен, вам важно гибко подстраиваться под них и интегрировать изменения в рабочие процессы. Вы готовы передать разработку на аутсорс.
Риски:
Дорого или очень дорого, по нашим подсчетам такая разработка обойдется вам в десятки миллионов Долго Если вы делаете подобный проект впервые, вы ошибетесь. Это нормально, но неприятно. Сократить кол-во ошибок поможет эксперт, который уже запустил подобный проект. Поддерживать и обновлять придется с помощью разработчиков, это значит, что ваш контракт с ними будет очень долгим и дорогим.
Оптимальное решение, на наш взгляд, это купить готовое коробочное решение и адаптировать его под свои нужды. В таком случае, новую инфраструктуру можно использовать почти сразу, при этом возможно изменение дизайна, добавление новых фичей, интеграция своих рабочих инструментом и оптимизация под конкретные запросы.
Чего не хватает?
На рынке достаточно коробочных решений для интранета, но не все они идеальны и полностью отвечают запросам потребителя. Мы изучили последние тренды и составили небольшое интранет-бинго. Просто вычеркивайте модули, которые есть в вашем интранете, а то что останется — можно положить в бэклог для разработчиков.