Войти в почту

Как сделать поверку счетчиков воды и не стать жертвой мошенников: подробная инструкция от обманутого редактора

В наш нелегкий век мошенники не только донимают по телефону, но и стучатся в квартиры. В последнее время случаи навязывания жилищно-коммунальных услуг участились, одна из них — поверка и замена счетчиков воды. Редактор Super столкнулся со лжесантехниками лицом к лицу и теперь делится опытом.

Как сделать поверку счетчиков воды и не стать жертвой мошенников: подробная инструкция от обманутого редактора
© Super.ru

Моя история

У меня долгая история взаимодействия с мошенниками, и после одного крупного инцидента я решила, что выработала в себе некоторую критичность по отношению к миру. И не то чтобы ошиблась: сейчас до сих пор иногда общаюсь по телефону с разнообразными «службами безопасности» и «майорами МВД», но дальше пары реплик не заходит.

Однако на этот раз мой почтовый ящик завалило аномальным количеством писем об истекающих сроках работы счетчика горячей воды и необходимости его поверки.

Поверка счетчика — метрологическая процедура, призванная подтвердить точность прибора и допустить его к использованию. Россияне обязаны проводить ее с 2008 года. Рекомендуемая частота поверки указывается в паспорте завода-изготовителя счетчика, но в среднем это один раз в шесть лет для счетчиков холодной воды и раз в четыре года для горячей.

Сейчас я живу в квартире бабушки и дедушки, уехавших в другую страну на ПМЖ, и судьба счетчиков в глобальном смысле мне безразлична. Правда, платить больше за ЖКХ (именно это было сказано в письме) не хотелось, поэтому я позвонила по номеру, указанному в уведомлении. При этом меня не смутило, что в разных письмах были указаны разные номера телефона, всякое бывает.

Мне ответил игривый мужчина, любитель уменьшительно-ласкательных суффиксов: «номерочек», «телефончик». Мы договорились, что в воскресенье ко мне придет мастер. Поверка счетчиков платная, 700 рублей. Но так, как мне сказали, везде, и это правда: поверку счетчиков за установленную цену осуществляют частные компании.

Наступило воскресенье. Со мной дома был парень, но в какой-то момент он отлучился за удлинителем в дом быта. Наконец, перед дверью на моем этаже предстал он — мастер Тимур (имя изменено). Коренастый и с пышной растительностью на руках, он полностью соответствовал моим представлениям об облике мастера.

Тимур юркнул в мою квартиру и тут же поинтересовался, можно ли взглянуть на счетчики. Поднял жалюзи над счетчиками в туалете, все это время я наблюдала за ним со стороны. Сфотографировал счетчик на телефон, но больше никаких манипуляций не производил. Странно, подумала я: 700 рублей за фото счетчика на телефон?

— У счетчика истек срок действия, надо ставить новый, — бойко заявил мастер, тыча мне в нос экраном своего телефона. — У вас он с 2011 года стоит, а через 12 лет они все больше негодны.

В ответ я что-то промычала, и Тимур принялся заверять меня, что и второй счетчик вот-вот выдохнется. Его он тоже сфотографировал. Я поинтересовалась стоимостью услуги: выяснилось, что замена и ввод в эксплуатацию одного счетчика будет стоить пять тысяч рублей. Тратиться мне, конечно, не хотелось, и я ушла в другую комнату звонить парню. Тимур в это время вольготно расположился на кухне и начал смотреть видео на YouTube на максимальной громкости. Уже через минуту парень был дома, и я «переадресовала» мастера ему.

В итоге мы решили, что посоветуемся с хозяевами квартиры насчет счетчиков, а сейчас заплатим только за поверку. В ответ Тимур неохотно пробурчал, что он посмотрел два счетчика, но великодушно возьмет с нас деньги только за один. Стало ясно, что ему не хватает то ли запала, то ли актерских способностей, чтобы довести процедуру по навязыванию нам счетчика до конца.

Мантру про скидку он повторил не раз — видимо, это была попытка сыграть на психологии. Еще он несколько раз упомянул, что «все официально», а в доказательство потряс передо мной квитанциями с логотипом фирмы и прайс-листом.

Диалог длился еще какое-то время: Тимур спрашивал, почему нельзя позвонить родственникам прямо сейчас, говорил, что обычно люди ставят счетчики сразу. В конце он заявил, что подавать данные о неисправности нашего счетчика в реестр ФГИС «Аршин» (этого требует протокол) не будет, но мы должны будем перезвонить, когда получим согласие собственников. Я перевела умельцу 800 рублей за поверку (в телефонном разговоре оператор назвал мне цену 700 рублей) по номеру телефона (при этом у него был терминал), и мы распрощались.

Сразу после этого я написала о произошедшем маме и пробила фирму по названию. В некоторых агрегаторах у нее пять звезд и хвалебные отзывы, однако при внимательном чтении можно наткнуться на сообщения о мошенничестве. Контора их любезнейшим образом парирует — типичный московский сервис. Впоследствии парень сказал мне, что видел, как Тимур набирал в чате WhatsApp сообщение: «По нашей методике не получается…».

Как избежать столкновения с мошенниками

Вопросов после ситуации было больше, чем ответов. Я читала, что ложные работники ЖЭКа могут стучаться в дверь, но о том, что они рассылают письма, по которым ты попадешься на мошенническую услугу, не знала. Не знала я и о том, что по факту обманом занимаются аккредитованные компании.

Но начнем с начала. В письмах мошенники пугают жильцов переводом на общедомовой тариф и штрафами. Что будет на самом деле, если не осуществить поверку? Сайт «Мосэнергосбыта» пишет, что вы не сможете подавать показания счетчиков. При этом первые три месяца расчет затраченной воды будет проводиться по вашим среднемесячным показателям за последние полгода, то есть разница в плате за воду, скорее всего, не будет разительной.

Уже потом вас переведут на тот самый «общедомовой тариф». Его рассчитывают по нормативу с повышающим коэффициентом, который умножается на каждого прописанного в квартире члена семьи. Как раз из-за этого стоимость платы за воду может увеличиться в два раза. А вот штрафов за истечение сроков действия счетчиков, которыми иногда пугают мошенники, не существует — это сугубо выдумка недоброжелателей.

Также обычно мошенники называют вам ложные сроки истечения работы счетчиков. Как узнать, действительно ли нужна поверка в конкретные даты? Можно посмотреть в свой ЕПД (единый платежный документ со стоимостью жилищно-коммунальных услуг, который приходит по почте каждый месяц), где есть пункт «Показания водосчетчиков» с датами грядущих поверок. Еще информация есть в паспорте вашего прибора учета и у управляющей компании.

Москвичи могут найти дату в личном кабинете на mos.ru: ищем услугу «Прием показаний приборов учета воды и тепла», переходим в окно передачи показаний. Выполняем шаг 1: вводим код плательщика и номер квартиры. На шаге 2 под указанием номера счетчика нажимаем «Подробнее о счетчике», во всплывшем окне появится дата ближайшей поверки.

Также дату поверки счетчика можно узнать в реестре Росстандарта. Нужно зайти на сайт ФГИС «Аршин» и выбрать модуль «Поверки». Далее в разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» выбираем «ПОСМОТРЕТЬ» и переходим на страницу «Результаты поверок СИ». Там необходимо будет указать заводской номер (инвентарный номер) прибора учета.

Однако тут, как и везде, есть нюансы. Евангелина Столярова, практикующий юрист, автор телеграм-канала «недушный юрист», уточняет, что поверку обязательно нужно проводить до наступления даты, указанной в качестве срока поверки. Также периодическую поверку счетчиков воды можно проводить чаще установленного межповерочного интервала по собственной инициативе. Внеочередная поверка счетчика обязательна, если нарушены контрольные пломбы или знаки поверки.

Как опознать мошенническое письмо? Все просто: официальные инстанции не рассылают письма о поверках. И пусть послание всеми силами пытается мимикрировать под ЕПД (может использовать логотип «Мои документы», включая код плательщика и некий штрих-код), при внимательном рассмотрении в нем можно разглядеть странности. Например, в своих письмах я нашла орфографические и пунктуационные ошибки:

А если поверка все-таки нужна?

Если время поверять счетчик все же пришло, придется потратить время на выбор «правильного» мастера. Тут лучше всего посоветоваться со знакомыми, друзьями, управляющей компанией. Потом можно запросить у выбранной компании ее точное наименование, ИНН, чтобы проверить их на сайте Росаккредитации.

Мы уже знаем, что недобросовестными могут быть и аккредитованные компании. Поэтому лучше внимательно изучить отзывы на всевозможных ресурсах. В отзывах на компанию, отправившую ко мне мастера Тимура, было так:

Дополнительно можно исследовать сайт компании. Досадного качества верстка, грамоты с пикселями и «народный рейтинг 5.0» не стопроцентно указывают на обманщиков, но наводят на определенные мысли:

Допустим, выбор сделан, мастер уже у вас дома. Попросите его представиться: назвать свои ФИО, компанию, занимаемую должность и номер вашей заявки. Также важно убедиться, что у мастера с собой метрологическое оборудование — поверка проходит с использованием специального поверочного стенда. В моем случае оборудования, например, не было.

Цена на поверку одного счетчика — в среднем 500 рублей. Замена и ввод в эксплуатацию — в среднем 2000-3000 рублей. Если мастер называет цены намного выше, есть повод насторожиться.

Если что-то в вашем общении с мастером вызвало подозрение, отказывайтесь от дополнительных услуг и завершайте переговоры. Не стоит поддаваться на запугивания и скидки. В конце концов, вы всегда можете вызвать другого специалиста даже в случае, если данные уже будут отправлены в реестр.

Почему на рынке поверки водосчетчиков много мошенников

Почему сомнительными манипуляциями занимаются аккредитованные компании? Нахождение компании в реестре, отмечает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по ЖКХ Константин Крохин, не гарантирует ее добросовестности. Отчасти это связано с отсутствием специального допуска к работам. Как рассказывает эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова, сфера слабо контролируется: получить аккредитацию может любая компания, имеющая специальное оборудование, дальнейшие ее действия никто не регламентирует.

Такие компании жизнеспособны, поскольку их сложно привлечь к ответственности. По словам Евангелины Столяровой, вернуть деньги за оказанные услуги можно только через суд, но при этом придется доказать, что при подписании договора или акта оказания услуг вы находились, допустим, под давлением, а это непросто. Также фирмы-мошенницы, как говорит Крохин, нередко хорошо «защищены» юридически: от своего лица лишь передают данные в «Аршин», непосредственно работы у вас дома осуществляют сотрудники другого ИП.

Вкупе это ведет к тому, что доказать вину злоумышленников и вернуть свои деньги практически невозможно. Поэтому важно с самого начала ответственно подойти к поверке водосчетчиков. Так что не верьте письмам и обязательно проверяйте даты в официальных источниках — тут срабатывает набившая оскомину пословица о том, что предупрежден значит вооружен.