Войти в почту

Павел Келлер: Сегодня около 5 тысяч социальных работников опекают почти 100 тысяч москвичей на дому

Благодаря новому взгляду на социальное обслуживание Москва из года в год становится добрее и комфортнее для своих жителей. Как изменился формат помощи на дому для москвичей, рассказал Павел Келлер, заместитель руководителя столичного Департамента труда и социальной защиты населения.

Павел Келлер: Сегодня около 5 тысяч социальных работников опекают почти 100 тысяч москвичей на дому
© Вечерняя Москва

— Павел Анатольевич, сколько жителей столицы сегодня находятся на надомном обслуживании? Насколько такой вид помощи актуален?

— Надомное обслуживание — один из самых актуальных видов помощи для москвичей, чьи способности к самообслуживанию ограничены в силу возраста или состояния здоровья. Порой социальный работник становится единственным, кто берет на себя повседневные заботы, помогает преодолевать бытовые проблемы и восполняет дефицит внимания,и общения. Сегодня около 5 тысяч социальных работников опекают почти 100 тысяч москвичей на дому.

— В какой момент система надомного обслуживания начала меняться?

— В своем привычном виде эта система сложилась в первой половине 90-х годов и для своего времени была по-настоящему передовой. Но все меняется, и система социального обслуживания также находится в постоянном развитии. Новый стандарт социального обслуживания внедрялся поэтапно — с 2020 по 2022 год, и сегодня охватывает 100% подопечных.

— Как изменились подходы в надомном обслуживании?

— Раньше социальные работники скорее выполняли функции курьеров. У них были две основные задачи — сходить в магазин и оплатить услуги. Сейчас благодаря развитию системы электронной торговли и услуг эти задачи уходят на второй план. И это вполне понятно — за последние 10 лет изменилась столичная инфраструктура, увеличилось количество онлайн-сервисов, город стал удобнее для жителей. Во главу угла мы ставим индивидуальные потребности конкретного человека, важнейшая из которых — нормальное человеческое общение. Именно отталкиваясь от потребностей подопечного, мы предлагаем индивидуальный набор услуг. Среди обязательных сейчас не только традиционная уборка, но и приготовление горячей пищи, утренний и вечерний туалет, пересаживание, полное купание, подготовка лекарств. Если позволяет состояние здоровья, то и прогулки на свежем воздухе. Теперь 80% рабочего времени социальные работники проводят, общаясь со своими подопечными. В зависимости от реальных потребностей человека социальные работники могут предоставлять социальные услуги до четырех часов в день.

— Какие еще новшества появились в системе надомного обслуживания?

— Значительно проще стало подать заявку на социальное обслуживание на дому. Если раньше для этого нужно было лично обращаться в районный отдел социальной защиты или центр социального обслуживания по месту жительства, то сейчас заявку можно подать по экстерриториальному принципу в любом центре госуслуг «Мои документы». Или в электронном виде на mos.ru, в том числе с помощью родственников, знакомых или соседей. Человечнее и удобнее стала процедура оценки нуждаемости в надомном социальном обслуживании. Раньше к москвичу приходила целая экспертная комиссия, которая проводила полный осмотр жилья и стандартизированный опрос. Для большинства людей старшего возраста такой формат был некомфортным. Сегодня приходит только один социальный инспектор и проводит диагностику в неформальной обстановке. Он выстраивает работу по уникальной технологии и оценивает функциональные дефициты человека, его индивидуальную потребность в тех или иных услугах. Полученные данные инспектор вносит в программу, которая при помощи специальных алгоритмов формирует индивидуальную программу надомного обслуживания с максимальным набором социальных услуг.

— За многими москвичами на дому ухаживают родственники. Поддерживает ли их город?

— Безусловно. Для москвичей, ухаживающих за своими родственниками, в 2022 году стартовал уникальный проект «Школа родственного ухода». Уже более 1,2 тысячи москвичей смогли получить необходимые навыки ухода в домашних условиях и оказания первой помощи близким, создания безопасного пространства и сохранения собственного психологического ресурса. Из них порядка 40 процентов ухаживают за своими родителями или детьми. То есть можно с уверенностью сказать, что проект нашел свою аудиторию, он полезен и практически ориентирован. Проект реализуется на базе Института дополнительного профессионального образования.

Мы находимся в постоянном контакте с нашими слушателями и непременно учитываем их пожелания. Для участников Школы родственного ухода уже сейчас доступны три основных курса: «Домашний уход за малоподвижным человеком», «Деменция: оценка, подходы, повышение качества жизни» и «Первая помощь».

Также для слушателей проводятся тематические занятия с экспертами столичного Ресурсного центра для инвалидов. Специалисты рассказывают о средствах реабилитации, как их правильно подбирать и эффективно использовать, а также каким образом можно заменить или отремонтировать необходимые приспособления. Это помогает значительно облегчить быт человека и адаптироваться к новым условиям жизни.

В июне этого года мы открыли для слушателей «Школы родственного ухода» группы взаимной поддержки, где можно обсудить трудности, возникающие при уходе за тяжелобольными родственниками, и получить эмоциональную поддержку от тех, кто находится в похожей ситуации. С участниками также будет общаться эксперт, который выполняет роль равного консультанта, так как ранее он ухаживал за своими близкими.

— В какой форме проходят занятия?

— Каждый курс проекта включает теоретическую часть, самопроверку и дополнительные учебные материалы. Ряд занятий можно посетить удаленно, используя онлайн-режим или комбинированный формат. Очные занятия проходят три-четыре раза в месяц в небольших группах – от шести до восьми человек.

Слушатели получают теоретические и практические знания по уходу за малоподвижным или ослабленным человеком. Эксперты также объясняют, как снизить риск развития осложнений, адаптировать пространство к потребностям человека с ограниченными возможностями здоровья, создать благоприятную обстановку и психологическую атмосферу в семье.

После прохождения обучения с участником проекта свяжется тренер по долговременному уходу районного центра социального обслуживания. Он ответит покажет, как применить полученные знания на практике и ответит на возникшие вопросы. Также тренер подскажет, как оформить индивидуальную программу реабилитации и абилитации.

— С какими вашими проектами смогут познакомиться посетители и гости Московского урбанистического форума?

— На тематическом стенде москвичи смогут подробнее узнать о проекте «Школа родственного ухода», при необходимости — сразу записаться на обучение.

Чтобы лучше понять пожилого человека, почувствовать его состояние, можно будет опробовать симулятор старости. Это специальный костюм с VR-очками, который имитирует тугоподвижность суставов, снижает мышечную силу, ухудшает слух. Такой костюм позволит понять, как ощущает себя человек старшего возраста, нуждающийся в уходе. Как правило, такой опыт помогает бережнее относиться к родственникам и близким людям.

Также на стенде можно будет более наглядно познакомиться с новым форматом социального обслуживания в Москве. Мы покажем, как проходит функциональная диагностика и другие этапы оформления надомного обслуживания. Приглашаем всех на Московский урбанистический форум!