Войти в почту

И как работать с фрилансерами эффективно

Штатных специалистов легко мотивировать, они предсказуемы и лояльны компании. Однако классическая модель взаимоотношений «работодатель-работник» не всегда идеально подходит бизнесу, особенно сегодня. Вместе с Head of PR в Solar Staff Александром Норовяткиным выясняем, как работает альтернатива в виде привлечения проектных исполнителей, почему она востребована и к чему готовиться бизнесу на этом пути.

Александр Норовяткин

Head of PR Solar Staff

Когда бизнесу имеет смысл привлекать проектных исполнителей

Российский бизнес переживает не самые простые времена, компании ищут способы оптимизировать свои расходы. Там, где раньше потребности закрывались штатными работниками, теперь компании привлекают проектных исполнителей. Для бизнеса это возможность подобрать человека или команду с любым набором навыков и решить конкретные задачи без долгого рекрутинга, онбординга, погружения в корпоративные процессы.

Существует также целый пласт задач, для которых лучше подходят фрилансеры. Обычно это непродолжительные или экспериментальные проекты, где нужны люди с конкретными навыками. Например, бизнес собирается протестировать гипотезу и выяснить, насколько рационально будет запускать новое направление. Чтобы качественно провести тест, нужны узкие дорогостоящие специалисты, которых сейчас в компании нет. Есть вариант найти их через рекрутера и заключить срочный трудовой договор, но в таком случае расходы на поиски и налоговая нагрузка никуда не исчезнут, как и другие особенности трудовых отношений. Альтернатива в таком случае — привлечь опытных проектных исполнителей-фрилансеров.

Александр Норовяткин, Head of PR в Solar Staff

«В таких случаях на помощь приходит гиг-экономика. Работодатель привлекает независимых подрядчиков на определенный объем работы, труд исполнителей оплачивается сдельно, за фактически выполненные задачи. Бизнес не вступает в трудовые отношения, что особенно актуально для компаний, где ФОТ и налоги — основная статья расходов (как, например, в IT)».

У заказчиков большой выбор. Согласно исследованию, рынок фриланса в России растет быстро, и на 2023 год более 19 млн человек в стране оказывают проектные услуги.

Как собрать команду фрилансеров

За фрилансерами закрепился образ одиночек, берущих разовые заказы. Но компании могут привлекать фрилансеров на долгосрочные проекты. Иногда из них формируют полноценные распределенные команды.

Александр Норовяткин, Head of PR в Solar Staff

«Ozon привлекает фрилансеров в качестве контент-мейкеров для своих социальных медиа, а также регулярно покупает рекламные размещения у блогеров. Всего около 100 исполнителей в месяц».

Кроме подбора фрилансеров через штатного рекрутера на биржах и через сервисы поиска работы есть еще несколько моделей, по которым компании могут привлекать фрилансеров.

Liquid Super Teams

Концепция таких команд в том, что компания привлекает к работе группу знакомых между собой фрилансеров. Например, это может быть команда из SEO-специалиста, копирайтеров, редактора и корректора, которые вместе будут отвечать за создание SEO-оптимизированного контента под проект.

Специалисты уже сработались, у них есть готовый внутренний процесс. Координацию такой команды берет на себя штатный сотрудник компании, хотя внутри Liquid Super Team может быть свой лидер, который распределяет задачи и контролирует сроки.

Огромный плюс этой модели в том, что компании не нужно искать всю команду. Достаточно найти одного опытного фрилансера с профессиональными связями.

Облака талантов

Модель «Облака талантов», или Private Talent Cloud, немного другая. Компания создает базу проверенных фрилансеров и по мере надобности привлекает их к своим проектам. Участие каждого фрилансера обычно непродолжительное — он делает свою работу и передает результат компании. «Облака талантов» особенно хорошо работают в креативных индустриях.

Александр Норовяткин, Head of PR в Solar Staff

«Издательский сервис Ridero сотрудничает с сотней фрилансеров: корректорами, редакторами, иллюстраторами, литературными экспертами. После того как независимый автор приносит в Ridero рукопись, компания заводит проект и подбирает под него подходящих профессионалов. Использование «облака талантов» вместо штатной команды позволяет гибко подстраиваться под каждую книгу».

Агентства одного человека

Обычно такие вырастают из бывших фрилансеров. Harward Business Review проводили исследование, где выяснили, что больше всех зарабатывают фрилансеры, привлекающие к работе коллег. Фактически это агентства, которые юридически не оформлены как компании. Фрилансер ищет заказ, принимает его и дальше перераспределяет задачи между другими исполнителями. При этом он берет на себя менеджмент, контроль качества и сроков и часто финансовую ответственность перед своей командой.

Аутсорс-компании

Такая модель особенно распространена в IT. Она наименее рискованная. Компания заключает договор с другой компанией, у которой есть штатная команда, подходящая под задачи. Компания-аутсорсер сдает в аренду команду или ее часть по договору, например, подряда. При этом налоговая нагрузка и обязанности перед сотрудниками по выплате зарплат, отпускам и больничным лежат на самом аутсорсере, а не заказчике.

Формально бизнес нанимает не фрилансеров, а чужих штатных сотрудников, так что модель можно отнести к списку с натяжкой.

Как выстроить работу с фриланс-командой

В зависимости от модели, которую выберет бизнес, будут отличаться и процессы. Но можно выделить общие моменты.

Выбор и скоринг исполнителей

Главным критерием выбора всегда должна быть оценка работ фрилансера. Не так важно, сколько лет он в своей отрасли: смотрите на результаты. Здесь критично иметь в штате сотрудника с нужной экспертизой, который смог бы оценить портфолио. Если такого нет, имеет смысл привлечь внешнего эксперта на этапе подбора команды.

Коммуникация

Фрилансеры могут находиться в разных часовых поясах, поэтому обычно всю коммуникацию переводят в чаты — там человек может отвечать, когда ему удобно, есть функция отложенных отправок сообщений. Коллективные созвоны имеет смысл проводить, только когда они действительно необходимы: для знакомства с фрилансером, планирования большого пласта работ или разрешения конфликтных ситуаций.

С каждым фрилансером стоит заранее проговорить время, в которое он будет доступен для общения.

Рабочие процессы

Новой команде нужно будет быстро влиться в процессы компании. Идеальный вариант — создать под команду общее рабочее пространство в таск-трекере. Такие сервисы позволяют визуально спроектировать рабочий процесс: каждый исполнитель будет видеть, кто поставил ему задачу, какие у нее сроки, кого звать, если что-то пошло не так, кто примет эстафету, когда его часть работы будет выполнена.

Документы и выплаты

У фрилансеров могут быть разные статусы: ИП, самозанятый, физлицо. От статуса зависит, как будет происходить документооборот между каждым конкретным исполнителем и заказчиком. Выплаты тоже придется проводить индивидуально: на карты или расчетные счета фрилансеров.

В этой сфере много нюансов, поэтому оптимальный вариант — использовать сервисы для проведения сделок с фрилансерами. Особенно это имеет смысл для компаний, которые регулярно работают с проектными исполнителями и где ручная обработка таких исполнителей (документооборот, выплаты) занимает часы работы.

Мотивация

Мотивы фрилансеров отличаются от мотивов штатных сотрудников. Но это не значит, что компании не могут воздействовать на проектных исполнителей. Хорошей мотивацией для фрилансера будет корректно поставленное задание, компетентные специалисты, принимающие работу, и вовремя выполненные договоренности по оплате.

Сотрудничество с фрилансерами — мировой тренд. Такие компании, как , GoPro, , Nintendo регулярно привлекают фрилансеров для решения своих задач. Обычно проектным исполнителям поручают задачи, связанные с IT, работой с данными, дизайном, копирайтингом, онлайн-обучением, маркетингом. Но к услугам фрилансеров прибегают и небольшие компании. Так, в исследовании LinkedIn говорится, что 70% компаний малого бизнеса работали с фрилансерами в прошлом, а 81% планируют привлекать их и в будущем.