Войти в почту

Как единое налоговое пространство России и Беларуси скажется на гражданах Союзного государства

С этой весны в России и Беларуси заработала интегрированная система администрирования налогов. "СОЮЗ" выяснил, как единое налоговое пространство скажется на гражданах Союзного государства.

Как единое налоговое пространство России и Беларуси скажется на гражданах Союзного государства
© Российская Газета

По словам министра по налогам и сборам Беларуси Сергея Наливайко, "первые обмены налоговой информацией уже прошли, они показали свою работоспособность и эффективность. Обмен производится еженедельно, в ходе его сверяется корректность данных".

В Союзном государстве не должно возникать вопросов, связанных с учетом НДС

О том, что Федеральная налоговая служба России и Министерство по налогам и сборам Беларуси создадут интегрированную систему администрирования косвенных налогов, стало известно в июле прошлого года. Глава ФНС России Даниил Егоров отметил тогда, что "мы с коллегами из налоговой службы Беларуси подходили к формированию процедур с большой осторожностью. Это значит, что позволяем компаниям и предпринимателям спокойно заниматься своим делом. Имея доступ к данным, мы лишь наблюдаем за тем, как налоговая конкуренция соблюдается как между предпринимателями в России, так и между предпринимателями на территории Беларуси".

В единую систему администрирования налогов заносится информация об операциях налогоплательщиков России и Беларуси, которые состоят на учете в налоговых органах с первого января 2023 года. При этом внесенные сведения используются для сквозного анализа данных по налогу на добавленную стоимость. Еще одна задача системы - выявлять подозрительные схемы налогоплательщиков, например, связанные с минимизацией налогов.

Что же касается добросовестных налогоплательщиков, то их работа информационно-аналитической системы практически не коснется. Не за что "привлекать". С точки зрения экономики в целом подобная система - безусловное благо, считает Дмитрий Любомудров, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

"Россия и Беларусь должны настолько сблизить свои финансовые системы, чтобы не возникало вопросов, связанных, например, с разными способами учета НДС", - поясняет он.

Споры о подобных бизнес-моментах России и Беларуси абсолютно не нужны, констатирует эксперт. И добавляет: "В случае отсутствия подобной единой системы администрирования НДС добавленную стоимость будет получать продукция других стран, а не бюджеты России и Беларуси. Так что наличие и работоспособность новшества, безусловно, принесет пользу Союзному государству".

Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин заявлял о том, что вопросам совершенствования регуляторной среды и создания необходимых условий для свободной работы на рынках России и Беларуси, расширения предпринимательской деятельности на пространстве Союзного государства необходима серьезная законодательная поддержка.

Сегодня уже выполнены две из трех программ Союзного государства, которые так или иначе касаются налоговой сферы.

"Что касается союзных программ, содержащих налоговые вопросы, то степень их выполнения достаточно высокая. Из трех программ две уже полностью выполнены. Одна сейчас на стадии исполнения, там остались три позиции из 18. По ним еще не наступили сроки выполнения", - сообщил Сергей Наливайко.