Основные профессии, области применения, советы для начинающих
Трехмерная компьютерная графика появилась еще в середине XX века и с тех пор успела проникнуть во многие сферы деятельности. Однако специалисты уверены, что эта технология еще не исчерпала потенциал для развития. О ее перспективах, основных направлениях, а также требованиях к начинающим специалистам T&P рассказала Дарья Рябцева.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Дарья Рябцева
3D художник-дженералист студии Lesta Games. Преподаватель на курсе «3D-дженералист» в образовательной компании Нетология
Где применяется 3D-графика
В некоторых индустриях 3D-технологии являются центральным элементом.
В киноиндустрии активно используют трехмерную графику и спецэффекты — без них невозможно представить фильмы студии Marvel и DC. Технология также применяется при создании анимационных картин Disney, DreamWorks и других студий.
Скриншот из фильма Marvel «Стражи галактики» / static.wikia.nocookie.net/marvelmovies
В геймдеве с помощью 3D-технологий оживают персонажи Naughty Dog (The Last of Us, серия Uncharted) и Bethesda Game Studios (Skyrim), строятся волшебные миры The Legend of Zelda и Hogwarts Legacy.
Скриншот из игры Hogwarts Legacy / i.redd.it
В социальных сетях и приложениях используются 3D-аватары и иконки, маски, виртуальные туры и конструкторы.
Виртуальная 3D-примерочная Gucci / fashionnet.ru
3D-технологии применяются и в рекламе — на сайтах, в видеороликах, на билбордах используются модели для демонстрации продуктов и привлечения внимания.
Трехмерная графика приносит пользу не только в индустрии развлечений. Ее широко применяют в архитектуре, ландшафтном и интерьерном дизайне, медицине и стоматологии, а также в производстве нестандартного оборудования и в 3D-печати.
Перспективы технологии
Если в 2021 году глобальный рынок 3D-моделирования оценивался всего в 2,3 миллиарда долларов, то, по прогнозам экспертов, к 2028 году он вырастет до 6,3 миллиарда. Это связано с тремя факторами:
Распространение нейронных сетей. Уже сейчас искусственный интеллект создает 3D-изображения, которые можно редактировать с помощью 3D-программ. В ближайшем будущем специалисты начнут массово использовать такие модели в своей работе.
Пример 3D-изображения, сгенерированного с помощью нейросети, от Nvidia / hsto.org
Популяризация VR. Те же очки виртуальной реальности, которые недавно представила компания Apple, открывают новые горизонты для применения 3D. Это и виртуальные экскурсии, и новые форматы трехмерных фильмов, и возможность выводить часть интерфейса в реальный мир.
Концепт-изображение от Apple / hsto.org
Упрощение 3D-печати. Технология станет еще доступнее и будет повсеместно использоваться в самолетостроении, медицине и образовании. Есть перспективы и в космической отрасли: сейчас с помощью 3D-печати изготавливают детали двигателей и оснастку, разрабатывают прототипы для 3D-печати в космосе.
Уже сейчас 3D-технологии удешевляют производство. К примеру, дизайнеры и модельеры создают цифровые прототипы костюмов, чтобы не тратить средства и материалы на пробные выкройки. В будущем это коснется многих других отраслей производства. Поэтому профессионалы, которые умеют работать с трехмерными изображениями, становятся все более востребованными.
Профессии в 3D-индустрии
Для каждого этапа производства 3D-модели требуется свой специалист. Вот несколько основных профессий:
Концепт-художник разрабатывает первые двухмерные эскизы персонажей, объектов и локаций.Моделлер, или специалист по моделированию, создает 3D-модель персонажа, здания, окружения.Художник по текстурам накладывает цвет и материалы на модель, имитируя физические свойства объекта (металличность, способность отражать свет и т. д.).Риггер наделяет модель виртуальным скелетом и суставами, привязывает их к модели, создает систему управления моделью.Аниматор заставляет двигаться объекты и персонажей.VFX‑художник отвечает за визуальные эффекты. Его работа занимает последнее место в пайплайне, но это важнейший этап создания финального продукта.
Есть еще профессия 3D-дженералиста, которая объединяет все вышеперечисленные направления. Этот специалист считается универсальным и создает полноценную 3D-модель с нуля. На освоение требуется намного больше времени, поскольку это огромный пласт знаний и нужно досконально изучить сразу несколько программ.
Зарплаты
3D — это индустрия, которая может обеспечить вам очень достойный уровень жизни и заработок. К примеру, 3D-художник в среднем зарабатывает 124 000 рублей в месяц:
Junior-специалисты по трехмерной графике могут рассчитывать на зарплату от 50 000 рублей.Художники уровня middle — от 90 000 рублей.Senior-специалисты получают от 130 000 рублей.
3D-дженералисты в среднем зарабатывают 128 600 рублей в месяц.
Junior-специалисты получают от 60 000 рублей.Middle-специалисты — от 100 000 рублей.3D-дженералисты уровня senior — от 130 000.
Этапы производства 3D-модели для игры
В среднем на создание одной модели уходит от недели до месяца работы. Многое зависит от стилистики игры — она казуальная или реалистичная? А также от платформы — для компьютера игра, приставки или мобильного телефона.
Классический пайплайн производства модели для игры выглядит следующим образом:
Подготовительный этап
Клиент, заказчик или арт-директор составляет техническое задание и подбирает референсы. Команде дают указания, где и как будет использоваться 3D-модель, какая нужная стилистика, какие параметры в нее нужно заложить. Затем концепт-художник разрабатывает двухмерные эскизы и согласует с заказчиком. После этого можно приступать к работе с 3D.
Эскизы будущей 3D-модели
Моделинг
Скульптинг Моделлер создает 3D-модель, которая состоит из полигональной сетки. Полигон — это мельчайшая единица трехмерной графики, детали, из которых она строится. На этом шаге специалист разрабатывает так называемую High Poly-модель — высокодетализированный объект, который может состоять из нескольких миллионов полигонов. Такую модельку можно распечатать на 3D-принтере, но для продакшена она получается очень ресурсоемкой. Необходимо ее оптимизировать.
олигональная сетка Скульптинг
◀ ▶
Ретопология Это процесс оптимизации хайполи-модели. С помощью 3D-программ (Maya, Blender, Topogun) специалист уменьшает количество полигонов, чтобы модель можно было использовать в играх. Сама программа может сделать ретопологию автоматически, но чаще всего такую сетку необходимо дорабатывать. Часто ретопологию приходится проводить вручную с нуля. Это очень кропотливый, в чем-то медитативный процесс. В итоге High Poly-модель превращается в Low Poly-модель, с которой можно работать, не боясь, что программы будут зависать.
Развертка Подготовительный этап к текстурингу, когда создается «выкройка» Low Poly-модели, чтобы впоследствии на каждую деталь наложить свою текстуру. Это ответственный этап, поскольку в дальнейшем внести правки в работу будет очень трудозатратно.
Модель на этапе развертки
Текстуринг
Этап начинается с запекания текстурных карт. Чтобы перенести детализацию с High Poly на Low Poly-модель, ее нужно «запечь» с помощью программы, например, Substance Painter, а лучше Marmoset Toolbag. Процесс полностью автоматический (нужно только правильно настроить кейдж — область, в которой будет происходить процесс запекания). В результате получается трехмерный объект с оптимальным количеством полигонов, который сохраняет детализацию.
После этого начинается текстурирование. Художник по текстурам прокрашивает модель, придает ей рельефность. Имитирует различные материалы для макетов зданий (камень, кирпич, дерево, металл, стекло и т. д.), создает ландшафт для окружающей среды (траву, асфальт). На этой стадии нужно предусмотреть, как объект будет смотреться в окружении.
Модель на этапе текстуринга
Риггинг и скиннинг
Моделлер и текстурный художник создают оболочку модели, или «кожу». Риггер привязывает («скинит») эту «кожу» на виртуальный скелет. Специалист должен хорошо разбираться в анатомии и немного в физике, потому что каждой области «кожи» необходимо задать параметры веса: именно он определяет, как персонаж или объект будет двигаться и взаимодействовать с окружающей средой.
Анимация
Заключительный этап, когда специалисты заставляют модель двигаться. Если речь идет о персонажах, то нужно учитывать их анатомию, чтобы они перемещались максимально плавно естественно.
Обучение в 3D-индустрии
Какие нужны навыки и компетенции, чтобы работать с 3D
Умение рисовать. Человеку, который учился на художника, будет проще, потому что у него уже развито пространственное мышление, четче глазомер и тверже рука, чем у того, кто ни разу не держал в руке карандаш. В большей степени это утверждение касается тех, кто стремится создавать 3D-персонажей. С пропсами и техникой ситуация обстоит немного проще.Способности и интерес к обучению. Индустрия постоянно развивается, поэтому нужно самому искать информацию, постоянно прокачивать навыки. Если в какой-то момент вы ставите учебу на паузу, то просто становитесь неконкурентоспособным.Креативность. Специалист в 3D умеет мыслить вне рамок и шаблонов и работать не только по классической схеме. В зависимости от проекта вам придется жертвовать какими-то элементами пайплайна, искать оптимальные подходы, придумывать новые решения.Умение общаться с людьми. Особенно если речь идет о фрилансерах, поскольку клиенты не всегда могут грамотно объяснить, что им нужно. Задача специалиста — выяснить, чего хочет заказчик. Для работы в компании soft skills тоже важны, поскольку речь идет о командной работе и способность коммуницировать тут пригодится. При прочих равных работу скорее предложат кандидату, с которым приятнее общаться.Готовность принимать критику. Творческие процессы без этого невозможны, поэтому важно уметь выслушать, что тебе говорят, и не обижаться на замечания.Усидчивость. Чтобы освоить программы даже на минимальном уровне и тем более научиться работать в них, требуется много времени и усилий.Мультизадачность. Здесь речь больше про 3D-дженералиста, которому приходится выполнять сразу несколько функций. Однако в 3D есть множество узких специальностей, где эта компетенция не обязательна.
Какие программы нужно освоить начинающим специалистам
Один из 3D-редакторов:
Blender — бесплатная и не очень ресурсоемкая программа, достаточно простая в установке. Применяется в киноиндустрии и геймдеве.Maya более сложная программа в плане установки, используется в киноиндустрии и геймдеве.Autodesk 3ds Max понадобится тем, кто хочет развиваться в архитектуре или дизайне интерьеров.
Программа для скульптинга:
ZBrush — у нее сложный интерфейс, зато вы сможете создавать 3D-модели.
Программа для текстурирования:
Substance Painter — текстурирование с использованием слоев, как в Adobe Photoshop.Substance Designer — процедурное текстурирование.
Графический редактор:
Adobe Photoshop — универсальная программа, которая всегда пригодится.
Какое нужно оборудование
При выборе железа лучше отталкиваться от того, чем конкретно предстоит заниматься и каким ПО пользоваться. У одних программ более высокие запросы к системным требованиям, у других с этим проще. Для работы с 3D я рекомендую собирать стационарный компьютер под конкретные цели и задачи. Некоторые магазины предоставляют помощь в сборке компьютеров под запросы покупателя, можно воспользоваться их услугами. Сейчас многие комплектующие сильно выросли в цене, а некоторые сложно достать. Поэтому проще докупать их по мере возможности и в течение этого времени довольствоваться малым. Все вложения достаточно быстро окупятся после того, как вы начнете работать. К примеру, в 2020 году я вложила около 110 000 рублей в компьютер, но с первой зарплаты затраты окупились.
Для скульптинга и текстуринга также потребуется планшет. Меня, как 3D-дженералиста, устраивает бренд Wacom, у него хороший выбор планшетов и есть бюджетные варианты.
Как выучиться на 3D-специалиста
Освоить профессию самостоятельно вполне реально: любую информацию можно найти в интернете. Для начала могу посоветовать сообщество CG Allies, которое публикует обучающие материалы в «Телеграме», «ВКонтакте» и на YouTube. Изучите стримы и ролики для новичков, чтобы получить первое представление о том, как происходит работа над 3D-моделями.
Другой вариант — это пойти на курсы. При выборе программы главное — смотреть на преподавательский состав. В него должны входить люди, которые работают в индустрии. Они смогут что-то подсказать, ответить на вопросы, направить вас.
Однако не стоит думать, что знания просто положат вам в голову: профессии в 3D осваиваются за счет практики. Постоянно прокачивайте свои навыки, тренируйтесь работать с программами. Выполняйте домашние задания, а потом повторяйте их, немного усложнив. К примеру, сделали 3D-модель взрослого человека — повторите тот же процесс, но уже для ребенка или персонажа с другим телосложением. Поищите дополнительные задания в тематических сообществах. У тех же CG Allies часто проходят конкурсы, иногда даже с призами.
Как получить опыт и составить портфолио
Сначала стоит определить стиль и направление, в котором будет комфортно и приятно работать, и дальше придерживаться выбранного курса: создать десяток работ и красиво представить их в портфолио.
Оптимальный вариант набраться опыта — это система стажировок, которые есть на многих студиях, в том числе в киноиндустрии и других областях. Чтобы студия рассмотрела вашу кандидатуру на стажировку, как правило, достаточно составить сопроводительное письмо и прикрепить несколько работ. Пишите так, чтобы было понятно: вы живой человек. Фразы о мультизадачности и стрессоустойчивости уже порядком надоели и не слишком содержательны. Укажите, что вы уже умеете, почему хотите стажироваться именно в этой компании.
Получив знания и небольшой опыт, можно начать работать на фрилансе. Для поиска подработки используйте специализированные сервисы, тематические группы «ВКонтакте» и телеграм-каналы. Этим можно заниматься уже во время учебы. Оценивайте свой уровень и берите те задачи, с которыми вы точно справитесь. 3D — сфера, где многие друг друга знают. Так что, если будете нарушать дедлайны и присылать некачественные работы, вы рискуете попасть в черный список работодателей.
А уже после можно устроиться на студию или в компанию, которая работает с 3D-технологиями. Новичок сможет быстро включиться в индустрию, прокачать навыки, а уже потом решать, оставаться здесь или уйти в свободное плавание.
Чтобы получить первую работу, нужно подготовить портфолио. Вот несколько рекомендаций.
Работы в портфолио должны быть релевантными и отвечать требованиям, которые указаны в вакансии.Оформлять портфолио необязательно, но желательно. Это показывает заинтересованность соискателя в работе. К тому же хорошо оформленные работы выглядят чуточку лучше. Но, конечно, качественная верстка не спасет слабые работы.Нет ничего хуже ссылки на альбом на личной странице соискателя в социальной сети, особенно когда она закрыта настройками приватности. Лучше добавить свои работы в облачное хранилище и убедиться, что у рекрутера будет к нему доступ.
Советы для начинающих специалистов
Ищите свою специальность. В 3D есть много направлений, среди которых каждый найдет что-то себе по душе. Кому-то нравится создавать базовые модели, кому-то раскрашивать, кто-то получает удовольствие от процесса ретопологии, а кто-то мечтает создавать прически или костюмы. Попробуйте себя в разных профессиях и определите, чем вам хочется заниматься.
Чтобы добиться успеха, нужно полностью погрузиться в эту сферу и постоянно учиться новому. Прокачивайте свои навыки, проходите обучающие курсы, читайте новости индустрии. Так вы не только сохраните конкурентоспособность, но и будете получать удовольствие от своей работы.
Если хотите развиваться именно в геймдеве, любите видеоигры. Так вы сможете поставить себя на место игрока и понять, какой опыт он хочет получить от взаимодействия с вашим продуктом. Конкретные примеры посоветовать не могу: вкусы у всех разные, поэтому играть нужно в то, что нравится именно вам (даже если это аркады в стиле 80-х). Будет странно тренировать насмотренность на игре, которая не приносит удовольствие — это путь в никуда. Нужно просто развивать хороший вкус и не бояться учиться новому — это обеспечивает половину успеха в профессии!