От нытья к работе: как отечественные медиа подвели итоги года без иностранцев
На Российском интернет-форуме Анастасия Лобада, digital-директор радио «Вера», собрала медийщиков поговорить о том, как и чем они собираются заниматься в изменившихся рыночных условиях
Особенностью разговора было то, что жаловаться в своих историях на сложившуюся сегодня на рекламном рынке ситуацию нельзя.
Надо пояснить, что помимо очевидного влияния на рынок ухода иностранных рекламодателей из-за боевых действий на Украине, практически закрылись возможности размещения рекламы в иностранных социальных сетях, да и аудитория их снизилась в разы. При этом, если аудитория (число посетителей) соцсетей-иностранных агентов Facebook, Instagram и Twitter упала в несколько раз, то количество просмотров постов там же упало на порядок — посетителям неудобно ради каждого захода в соцсеть включать VPN.
По сути, единственной заметной иностранной площадкой для рекламы на российскую аудиторию остался YouTube. Но из инструментов доступных рекламодателю существуют лишь спонсорства и интеграции, чего может быть достаточно для небольших проектов, но явно мало, чтобы удовлетворить запросы всех крупных рекламодателей российского рынка.
Самый интересный опыт был, конечно, у медиахолдинга Шкулева и Independent Media: их западные партнёры из России ушли, коллективы редакций и продаж остались без западных брендов, поэтому им приходилось решать несколько задач. Во-первых, переименовывать все свои издания: Cosmopolitan в Voice, «Популярную механику» в Techinsider, Elle Decoration и Elle The Girl просто – в Decor и The Girl.
Во-вторых, происходящее пришлось объяснять рекламодателям. По словам Ксении Александровой (Independent Media), процесс прошёл достаточно гладко, рекламодатели быстро поняли, что аудитория и контент остаются, изданиям удалось воспользоваться сужением предложения по рекламе и нарастить свои доходы.
В нише полезного контента для гиков, Алексей Пономарь, который перестал быть совлаледельцем Lifehacker, но остался менеджером проекта и уже планировал покидать компанию, упомянул, что счёл неправильным отрывать себя от коллектива в момент потрясений на рынке. Остался с ребятами. Результат? Компания опять же смогла воспользоваться уходом с рынка иностранных площадок, нарастила продажи рекламы банкам и сотовым операторам, например, которые являются одними из крупнейших рекламодателей на рынке РФ.
Интересна была реплика Екатерины Ерошкиной («Европейская медиагруппа», в которую входят, в основном, радиостанции), о том, что они смогли нарастить выручку холдинга на 30% — до этого год за годом радио считали проигрывающим на рынке медиа активом.
Печатные издания (хотя, конечно, никакой прессы в чисто печатном виде сейчас не осталось) представляли руководители digital-направлений «АиФ» и «Коммерсант», у которых выручка тоже выросла. Из агентств на секции были сотрудники «Интерфакса» и FederalPress, у них с доходами тоже всё хорошо, а Наталья Оксак (FederalPress) вообще охарактеризовала рынок как спокойный и понятный, сославшись в том числе и на значимую грантовую поддержку со стороны государства.
В итоге, все собравшиеся признали, что конечно же, турбулентность на рынке присутствует, что такого, чтоб никогда не приходилось ни на что обращать внимания — не было, всегда нужно было учиться чему-то новому, решать кадровые проблемы и с набором новых кадров, и с обучением старых. Даже приснопамятный ChatGPT если и приводит к необходимости освоения новых инструментов, не приводит к снижению числа сотрудников, поскольку с его помощью можно больше зарабатывать, и уход иностранных площадок оказался для медиа достаточно большим подарком, которым многие сумели воспользоваться.