Ремонт не заказывали? Как вовремя распознать мастера-мошенника
Из-за ухода западных брендов сокращается и количество официальных сервисов по ремонту техники. В то же время спрос на ремонт крупной бытовой техники вырос более чем на 130%. Этим пользуются мошенники. Подъезды домов сейчас заклеены объявлениями о недорогих услугах различных мастеров. По большей части это "развод" доверчивых граждан. Навязывают сантехнику по завышенным ценам, за копеечный ремонт компьютеров просят несколько тысяч.
Бытовая техника обычно ломается невовремя. И по закону подлости одной поломкой обычно дело не ограничивается. Сломалась кофеварка или сгорел чайник - жди и более крупных неприятностей. А когда выходят из строя стиральная, посудомоечная машины или холодильник, - вообще беда.
Корреспондент "РГ" на собственном опыте убедился, как сложно провести ремонт, когда пару недель назад полетела довольно новая стиральная машина. Нашлись пару молодых людей, которые, не выезжая на дом и не диагностируя технику, поставили диагноз и озвучили сумму ремонта. Довольно внушительную.
Пришлось дождаться ремонтника из более-менее проверенной фирмы.
"Допустим, вышел из строя сливной насос у машинки и она воду не сливает, нас учили говорить, что произошло замыкание сливного насоса, вследствие чего он вышел из строя и прожег плату управления. И вот уже нужно не только насос менять, но и паять плату. Стоимость работ увеличивалась в несколько раз. Плату забирали с собой мастера, потом привозили назад якобы исправной", - рассказывает мастер Александр. Второй популярный способ "развода" - увозить стиралку или другую крупногабаритную технику из дома. Через несколько дней возвращать в рабочем состоянии и выкатывать счет на 20-30 тысяч. Кто там и что с ней делал, понять, естественно, нереально. Людей же просто ставят перед фактом дорогостоящего ремонта.
Очень любят наживаться на доверчивых гражданах так называемые компьютерные мастера. Именно они чаще всего расклеивают объявления, в которых заманивают бесплатной диагностикой и низкими ценами. На деле выманивают десятки тысяч рублей. Так, например, москвичке выставили счет в 28 тысяч рублей за то, чтобы починить звук на ее компьютере. Потом сделали скидку до 22 тысяч. В Твери компьютерный мастер потребовал от пенсионеров 35 тысяч рублей за установку Windows, пользуясь неосведомленностью своих клиентов. И таких случаев тысячи по всей стране.
Как рассказал "Российской газете" руководитель категории "Деловые и хозяйственные услуги" на "Авито Услугах" Александр Семочкин, в апреле этого года по сравнению с показателями прошлого года спрос на мастеров по ремонту бытовой техники вырос на 134%. Больше всего услугами таких мастеров интересуются жители Санкт-Петербурга (рост спроса за год составил +127%), Краснодара (+114%), Москвы (+110%) и Рязани (+74%).
"Основную причину роста спроса мы связываем с доступностью и широким выбором услуг онлайн: объявлений от частных мастеров и сервисных центров по ремонту и обслуживанию крупной бытовой техники по всей стране только в апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало больше на 63%", - сообщил эксперт. Для того чтобы не нарваться на горе-мастеров, он советует обращать внимание на информацию о квалификации мастера. Чем более полное описание предоставил мастер, - тем лучше. Не стоит пренебрегать чтением отзывов от других пользователей. "Если в отзывах на мастера вы встретили повторяющиеся жалобы, то имеет смысл поискать другого мастера. А после оказанной услуги не забывайте и сами оставлять отзыв понравившемуся мастеру, чтобы помочь остальным пользователям с правильным выбором", - считает Семочкин. Он также добавляет, что нужно обращать внимание на то, прошел ли исполнитель проверку на онлайн-площадке. Например, на "Авито Услугах" в профиле мастеров есть специальный значок "Документы проверены".
Со своей стороны сопредседатель Союза потребителей России по юридической работе Антон Недзвецкий поясняет, что полная цена ремонта должна быть оговорена мастером изначально и зафиксирована в договоре, квитанции, наряд-заказе до его выполнения. "И экземпляр такого документа должен находиться у вас сразу, прежде чем мастер приступит к работам. Если мастер отказывается выписать наряд-заказ с перечнем работ и их ценой сразу после диагностики, - возможно, перед вами мошенник. Мастер обязан соблюдать Закон "О защите прав потребителей" и Правила бытового обслуживания населения, которые гласят, что информация о выполняемых работах, включая их вид, стоимость, детали и материалы, должна быть предоставлена потребителю до заключения договора. А согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату должно оформляться исполнителем в письменной форме", - говорит юрист.
Если все-таки клиента пытаются развести на деньги, он советует сохранять спокойствие. "Сообщите мастеру, что из-за сокрытия им информации о цене работ вы не в состоянии оплачивать такую сумму, ее у вас нет и работы в таком объеме и по такой стоимости вам не нужны. Сообщите, что согласно статье 16 Закона "О защите прав потребителей" исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Ни в коем случае не подписывайте акт выполненных работ на требуемую недобросовестным мастером сумму, а лучше впишите в него свои претензии, например: "Данные работы мною не заказывались, об их выполнении и стоимости мне не сообщалось, работы выполнены без моего согласия". И предложите ему решать вопрос об их оплате в судебном порядке", - добавил Недзвецкий.
Скорее всего, при таких действиях мастер начнет предлагать скидку, вплоть до изначально оговоренной цены. Но могут и появиться и угрозы, например, тем, что он сейчас вернет технику в исходное состояние или даже поломает. "В таком случае, сразу звоните в полицию и сообщайте о том, что в отношении вас совершается вымогательство. Практика показывает, что в таком случае горе-мастера спешат ретироваться", - констатирует юрист.