Uniqlo решила закрыть большинство своих крупных магазинов в России, пишет газета «Коммерсантъ». Японская компания пока официально не объявляла об окончательном уходе из страны, но на рынке уверены, что этот процесс фактически запущен. На месте первого российского магазина Uniqlo в торговом центре «Атриум» в Москве откроется Lime, но большую часть площадей японского бренда займет Gloria Jeans.
В частности, российская компания вернется в «Афимолл», который покинула несколько лет назад. Представитель Gloria Jeans подтвердил изданию, что в ближайшие месяцы ретейлер откроет свои магазины в нескольких местах, которые ранее занимала Uniqlo, в том числе в «Афимолле». До этого Gloria Jeans арендовала площади Uniqlo на Новом Арбате в Москве и в Доме мод в Санкт-Петербурге. Говорит генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Раньше в том ценовом сегменте, в котором работает Gloria Jeans, была очень высокая конкуренция со стороны множества зарубежных производителей одежды, у которых глобально, существенно больше объемы производств, объемы продаж. Они могли за счет эффекта масштаба, за счет более низких цен при закупке материалов и прочего делать и более низкие цены, и быстрее обновлять коллекции, и зачастую делать более привлекательные товары и так далее. Поэтому раньше Gloria Jeans конкурировать было намного сложнее. В интернет-магазинах, на маркетплейсах можно приобрести одежду и обувь практически любых производителей, но импортная продукция зачастую стала дороже, а это все вместе приводит к тому, что предложение Gloria Jeans становится еще привлекательнее, чем оно было раньше. Было ожидание того, что высвобождение площадей приведет к тому, что арендные ставки снизятся, но поскольку так быстро на освобождающиеся площади находятся новые арендаторы, по сути дела, цены на аренду коммерческих помещений в торговых комплексах практически не меняются».
Эксперты говорят, что расчет российских ретейлеров арендовать освобождающиеся помещения с дисконтом пока не оправдался. Сейчас средняя ставка для локальных fashion-операторов в торговых центрах составляет 12-13% от товарооборота магазина, в то время как Uniqlo, Inditex, H&M платили около 4-6%. Это связано с тем, что у международных сетей продажи из расчета на 1 квадратный метр занимаемой площади в разы выше, чем у российских. Говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин:
Павел Люлин вице-президент Союза торговых центров «Пока они не дотягивают до уровня западных брендов, которые делали сумасшедшие продажи с квадратного метра, но в условиях того, что основные конкуренты вышли с этого рынка, их продажи выросли значительно. Пока арендная ставка в размере 4-5% от оборота не обсуждается, и Gloria Jeans, и бренды Melon Fashion Group — Sela, Zarinf — заходят на ставку порядка 10-11% либо даже фиксированную ставку. Но я думаю, что если будет продолжаться, как идет динамика, она все-таки позитивная, и бренды тоже подтянулись, и если вы, допустим, заходили в ту же Gloria Jeans или ту же Sela, допустим, года три назад и сейчас зайдете, вы увидите, что значительно изменилось в лучшую сторону. И ассортимент, и дизайн изменился, и подходы изменились. Поэтому я думаю, что все-таки хоть и не будет полноценной замены в ближайшее время ушедшим H&M и Uniqlo, но мы к этому подходим уже вплотную. Поэтому я думаю, что все-таки в ближайшие год-два мы будем приближаться к показателям ушедших западных брендов по продажам с квадратного метра».
Uniqlo приостановила работу в России 10 марта 2022 года, когда в стране было 50 ее магазинов, на конец января 2023 года их осталось 27, которые были временно закрыты. По данным СПАРК, выручка «Юникло Рус» в 2022 году по сравнению с 2021-м сократилась вдвое и составила 12 млрд рублей. Но компания работала в убыток, который достиг почти 11 млрд рублей. Годом ранее была зафиксирована прибыль, превышающая 4 млрд рублей. При этом корпорация Gloria Jeans в 2022 году получила рекордные чистую прибыль и выручку по РСБУ. Чистая прибыль превысила 6 млрд рублей, а выручка составила более 57,5 млрд рублей, то есть почти в пять раз больше, чем Uniqlo.