Войти в почту

Почему избыточность онлайн-сервисов не вредит потребителям

С каждым днем в мире появляется все больше похожих онлайн-ресурсов, приложений и сервисов, которые по функциональным особенностям копируют друг друга. При этом, согласно исследованию компании AppFollow, на Google Play в России есть около 358 тысяч активных приложений, а в Apple Store - более 170 тысяч. Однако большинство из них используются очень редко или даже никогда (на Google Play около 68 процентов всех приложений, на Apple Store - 80 процентов), анализирует Михаил Крыжановский, СЕО Runello GmbH. Возникает вопрос, что не так с потребителем и что его не устраивает в избыточном предложении приложений сегодня?

Почему избыточность онлайн-сервисов не вредит потребителям
© Российская Газета

Эксперты утверждают: избыточность - это признаки рынка, хорошую идею хотят успеть растиражировать (и заработать на ней) многие.

- Для обычного пользователя богатство предложения - всегда благо. Текущее состояние, например, опустевшего отечественного авторынка - очевидное доказательство, - приводит веский аргумент Александр Монахов, маркетинг- и контент-директор TexTerra.

Жизнеспособность новой технологии, ее функционирование и рентабельность как раз и тестируются спросом и рынком. Если есть компании, которые существуют и получают прибыль от развития похожих технологий - значит, рынок развивается.

- Когда вы запускаете продукт, который решает определенную задачу, релевантную современным требованиям рынка, первый вопрос перед запуском - сможем ли мы решить эту задачу лучше, чем наши конкуренты? - размышляет Николай Щербатенко из университета "Синергия".

По сути, конкуренция - благо, именно она стимулирует инновации и развитие новых идей.

- Некоторые разработчики выбирают тактику разработки аналогичных сервисов для того, чтобы повторить успех конкурентов, но это не всегда означает, что они не имеют новых идей. В некоторых случаях это может быть частью стратегии маркетинга, где разработчики представляют свой продукт в новом обличье или пытаются добиться более высокой доли рынка, - поясняет Михаил Браккер, коммерческий директор Joom.

Но попыткой вскочить в уходящий поезд и имитировать чужой успех объясняется далеко не все. Фактически участники рынка начинают взаимодействовать друг с другом, конкурировать и тем самым "допиливать" новую идею, новый продукт, доводить его до совершенства. Слабейшие выбывают из соревнования, но это не значит, что проигрывают. Удачные элементы умерших сервисов успешно используются в новых проектах. Неудачный опыт (истории провала) изучается новичками даже с большим интересом, чем истории успеха, поясняет Александр Грищенков, CTO digital-агентства Molinos.

Придумать что-то поистине уникальное непросто, поэтому в разработках так много экспериментов, но именно они приводят к уникальным результатам.

- Яркий пример - ChatGPT на базе искусственного интеллекта. У разработчиков ушло на его создание более семи лет, и только сейчас продукт получил заслуженное внимание со стороны пользователей. То, что сегодня продукт на хайпе, - это результат долгого труда, - напоминает Петр Чернавин, генеральный директор GOST group.

Есть и еще одна причина, по которой потребителям кажется, что сервисы на одно лицо. С точки зрения расположения элементов и их подачи цифровые сервисы так или иначе типизируются. В первую очередь типизируются под требования мобильных операционных систем, на которых они работают. Однако это лишь верхушка айсберга, потому что ценность пользователю дает не интерфейс, а бизнес-процессы, которые за ним спрятаны и обеспечивают его работу, уверен Дмитрий Голубовский, гендиректор TAGES.

Появление цифровых сервисов всегда продиктовано потребностью решить какую-то задачу, чтобы сделать быт человека простым и более комфортным

Кроме того, некоторый функционал бывает схожим, но это только оттого, что существует устоявшийся поведенческий паттерн. Люди привыкли пользоваться сервисами и определенным функционалом внутри, поясняет Алексей Синица, президент IW group. Другими словами, потребитель обрастает привычками, от которых не хочет отказываться.

Однако потребитель потребителю рознь. У каждой возрастной группы свои интересы, да и географические особенности тоже играют свою роль - некоторые сервисы могут быть более популярны в определенных регионах или среди определенных групп пользователей, в то время как другие могут быть менее популярны, напоминает Алексей Яковлев, руководитель отдела маркетинга аутсорсинговой компании MIMINO.

Чем плоха избыточность для потребителя? Множество сервисов, которые предлагают одинаковый функционал, могут приводить к перегрузке информацией и затруднять выбор пользователя. Кроме того, слишком много сервисов может привести к снижению их качества, так как компании будут стараться сократить затраты и снизить цены для конкуренции на рынке, полагает Станислав Ларин директор по маркетингу GRASS.

Каков же рецепт успеха на рынке? Кто выиграет битву за пользователя? Существует несколько прогнозов относительно эволюции цифровых сервисов, уверен Адам Калиматов, член Экспертного совета Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды ГД РФ.

Во-первых, нас ждет укрупнение компаний и, как следствие, сокращение числа перекрывающих функций у разных сервисов. Во-вторых, появятся приложения, которые будут интегрировать множество функций, собранных в одном месте, и будут удовлетворять потребности пользователей, не заставляя их переходить между различными приложениями. Третий прогноз заключается в том, что пользователи начнут отдавать предпочтение сервисам, которые могут гарантировать полную безопасность и конфиденциальность личной информации.

В целом же новые цифровые сервисы появляются как ответ на вызов времени. Они всегда продиктованы потребностью решить какую-то задачу, чтобы сделать быт человека простым и более комфортным, уверена Светлана Перминова, директор "Юникорн".

При этом вместо перенасыщенности рынка сервисов мы видим целые направления, до которых разработчики практически не добрались. Например, цифровое пространство все еще нельзя назвать инклюзивным: так, люди с особенностями развития часто оказываются исключены из мира интернета и современных технологий, полагает Тарас Скулов, digital-директор Philin Philgood.

Кстати

Существует большое количество стран, в которых знакомые и уже полюбившиеся нам с вами сервисы и качество цифровых услуг на таком высоком уровне, как в России, отсутствуют, напоминает Дмитрий Заика, гендиректор "ИКСТЕНТ ЛАБ".

Все мы привыкли к сервисам Госуслуги и Яндекс.Еда. А в ОАЭ таких сервисов нет, в частности в Дубае. Нет сервисов доставки еды, которые вам смогут предоставить услугу за 30-60 минут. А чтобы получить какие-то справки, необходимо физически ходить в организации. При этом Дубай позиционирует себя как город, в котором все самое большое и лучшее. Его посещают, по разным оценкам, за год более 15 миллионов человек. Но удобных сервисов не так много, как у нас. И таких стран большинство.