Россияне ушли из заблокированных соцсетей. Как это сказалось на заработке блогеров?
Ситуация с блокировкой в РФ западных соцсетей сильно отразилась на заработках представителей российской блогосферы. Согласно исследованию Mediascope, в феврале 2023 года в Instagram в день заходили около 6% россиян старше 12 лет, что в пять раз меньше, чем в тот же месяц прошлого года. Аудитория Facebook за год снизилась в 3,5 раза — с 7% до 2%. Обе соцсети принадлежат запрещенной в России и признанной экстремистской корпорации Meta.
Кроме блокировки и запрета западных соцсетей в России блогеров ждал еще и удар с той стороны. В YouTube, например, по различным причинам начали удалять каналы крупных отечественных контентмейкеров. Это произошло с каналом дизайнера Артемия Лебедева, где раньше было более миллиона подписчиков. Кроме того, платформа заблокировала канал Стаса Васильева «Ай, как просто!». И он, и Лебедев делали обзоры новостей. Но когда Васильев перебрался в Rutube, аудитория за ним не последовала. Об этом в соцсетях рассказал сам блогер.
Проблемы и у тех, кто получал основные просмотры благодаря TikTok. Китайская соцсеть ограничила российским пользователям возможность просмотра новых видео. А популярный раньше тиктокер Даня Милохин, о котором еще полтора года назад писал Forbes и который не так давно снимался в ледовом шоу на Первом канале, рассказал о проблемах с доходом. В подкасте с участниками лейбла Bugatti Music Милохин поделился, что по бюджету ударило не столько закрытие TikTok, сколько отъезд из России — у блогера больше нет рекламных контрактов:
«То, что TikTok запретили — нет. Но [повлияло] то, что я уехал из России — сейчас нисколько [не зарабатываю], реально ноль. На моем ИП — 70 тысяч рублей. А на моей карте, с которой я могу тратить здесь, UnionPay, — тысяч 200 рублей. На моей карте Альфа-банка — тысяч 150. В общей сложности тысяч 300-400».
Охваты ежесуточной аудитории в России падают у Facebook и Instagram. Согласно данным Mediascope, аудитория уходит в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассники». А самой популярной площадкой для просмотра видео по итогам прошлого года остался YouTube. О том, как сейчас зарабатывают блогеры и продолжат ли они работать в соцсетях, рассказал основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак.
Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Конечно же, народ зарабатывает и на госрекламе, и на коммерческой рекламе. Здесь просто вопрос, до кого доходит и кто в какой теме находится. Но заработок у многих блогеров стал в том, чтобы продавать какие-то курсы, выпускать музыку. Монетизироваться только от брендов в социальных сетях реально стало сложнее, потому что блогеров меньше не стало, социальных сетей стало меньше и брендов стало меньше. Вкупе все это как раз и породило сумасшедшую конкуренцию. Сейчас социальные сети, какие бы они ни были, и блогосфера — это как наличие автомобиля или любого блага, к которому мы привыкли и без него не можем жить. Это никуда не денется, блогеры будут появляться. Просто сейчас тот момент кризиса, когда отечественные платформы еще не до конца готовы, чтобы выстрелить со своими новыми блогерами. А площадки, которые давали такую возможность, сейчас находятся в подвешенном состоянии. Сейчас YouTube все еще остается платформой, за счет которой можно вырасти. Instagram все так же еще является платформой, за счет которой можно вырасти. Это стало сложнее, и, наверное, того бума, как когда пришел TikTok в РФ, конечно, сейчас не будет. Будет очень хорошая чистка — [отбор] между качественными блогерами и теми, кто залетел по чистой случайности из-за алгоритмов и при этом не понимает, как на этом рынке существовать».
Из отключенного от России TikTok авторы перекочевали в Shorts — это раздел вертикальных роликов на YouTube, отмечает эксперт. И все же по пути от одной платформы к другой теряется не только аудитория, но и рекламодатели — некоторые из них готовы сотрудничать лишь при условии публикации на определенном ресурсе, например, дают деньги на рекламу только в YouTube или «ВКонтакте». Стать новой звездой блогинга в России без финансовых вложений, по мнению аналитиков, теперь почти невозможно. Больше нельзя полагаться на алгоритмы соцсетей — слишком требовательной стала эта сфера и ее аудитория.