Создана универсальная модель формирования мнений в социальных сетях
Социальные сети радикально изменили традиционные каналы передачи информации. Теперь каждый из нас может создать свою собственную информационную среду, выбирая, кого читать и к какому мнению прислушиваться. Соцсети не только представляют пространство для общения, но и влияют на то, с кем и как мы общаемся, причем делают это достаточно предвзято.
Причина кроется в алгоритмах ранжирования — именно с их помощью организуется информационное пространство вокруг пользователей, рекомендуется контент и подбираются потенциальные друзья. Алгоритмы выходят на первый план, определяя наше окружение и подсказывая, какой информации следует отдать приоритет. Более того, благодаря этой оптимизации можно изолировать пользователей от неприятной или неудобной информации, заманив в «информационные пузыри», создать поляризацию мнений с помощью манипуляций и фейковых новостей. Алгоритмы ранжирования сильно влияют на процессы динамики мнений, поскольку они контролируют потоки информации между людьми.
Недавно ученые с помощью машинного обучения стали совмещать поведение алгоритмов с логикой формирования мнений. Современные методы позволяют определить не только информационные связи, но и вес каждой, а также сделать прогнозы. Иван Козицин, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН и доцент кафедры высшей математики МФТИ, разработал общую модель формирования мнения. Результаты работы опубликованы в журналах Scientific Reports и Advances in Systems Science and Applications.
«Нам было необходимо отследить, насколько сильно меняется мнение конкретного пользователя в зависимости от его окружения в социальной сети, построить прогноз развития событий. При этом сама модель должна была быть максимально универсальной и подходить для анализа данных под разные запросы, чего до сих пор не было», — рассказал Иван Козицин.
Все возможные изменения мнений описываются вероятностями, которые группируются в специальную таблицу. Заранее подбирается азбука мнений, описывающая возможные варианты. Люди меняют взгляды, тем самым перемещаясь между различными ячейками азбуки мнений.
Рассмотрим ситуацию, когда азбука мнений состоит из четырех элементов (A, B, C, D). Текущее мнение человека — B, а мнение источника, которое оказывает на него влияние, — D. Потенциально возможны четыре исхода: B → A, B → B, B → C, B → D. Для каждого из них прописывается своя вероятность, в сумме они дают единицу. Интуитивно кажется, что возможны только два исхода: B → B (первый остался при своем мнении) и B → D (второй убедил первого в своей правоте). На практике все намного сложнее, и заранее нельзя исключать ни одну из альтернатив. Таким образом, создается своеобразная карта хождений по ячейкам азбуки мнений. Эти вероятности записываются в трехмерную таблицу. Имея под рукой таблицу переходов и текущее состояние общественного мнения, можно смоделировать его дальнейшее развитие, используя аппарат теоретической физики и теории дифференциальных уравнений.
Социологи проверили, правда ли женщины тратят на заботу о внешности больше времени
Ученые проверили, действительно ли погода влияет на настроение людей