Войти в почту

Соцсети ищут любые возможности заработать на пользователях

Крупнейшие соцсети в мире все активнее пытаются монетизироваться. И в этом стремлении, как отмечают эксперты, пытаются зарабатывать даже на тех функциях, что ранее касались неотъемлемыми и отвечали за безопасность пользователей.

Соцсети ищут любые возможности заработать на пользователях
© Российская Газета

Возможность платного подтверждения подлинности аккаунтов появится в Facebook* и Instagram*, сообщил глава компании Meta (компания признана в России экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг.

"На этой неделе мы начинаем внедрять функцию Meta Verified - услугу по подписке, которая позволит вам подтвердить вашу учетную запись с помощью государственного удостоверения личности, получить синий значок, дополнительную защиту от выдающих себя за вас аккаунтов и прямой доступ к службе поддержки", - отметил он.

"Подписная модель - набирающий силу тренд западных технологических гигантов на фоне того, как рост рекламных доходов замедляется, а нагрузка на обслуживание каналов и дата-центров только растет в связи с "утяжелением" контента. Продвинутым пользователям перестает хватать той функциональности, которая доступна в условно бесплатных версиях тех или иных сервисов", - отмечает медиаэксперт Георгий Лобушкин.

Первым из участников рынка соцсетей и мессенджеров о введении платного сервиса заявил Павел Дуров. В принадлежащем ему Telegram летом 2022 года была запущена подписка Telegram Premium, которая дала доступ к ряду дополнительных сервисов, таких как расшифровка голосовых сообщений и премиальные эмодзи.

Еще одной компанией, присоединившейся к тренду, стал Twitter после его покупки Илоном Маском. Подписка Twitter Blue претерпела несколько изменений: если изначально речь шла о верификации пользователей (та самая синяя галочка для известных людей), которую можно получить за деньги, то в середине февраля платной опцией была объявлена двухфакторная авторизация при помощи SMS-сообщений.

Всё зависит от "жадности" владельцев компании, полагает Лобушкин.

"У них есть два пути: делать платными те функции, которые были условно бесплатными, но премиальными и недоступными простому пользователю, как например, галочки верификации (то, что хотят сделать Twitter* и Meta*). Или же оставлять прежние функции доступными, но добавлять новые возможности в платном доступе, как сделал Telegram", - говорит эксперт.

На этом фоне особенно странно выглядит попытка монетизировать защиту профиля и пользователей.

"Все последние действия Instagram* создают ощущение, что они судорожно пытаются удержать аудиторию, которая уходит последние пару лет. Все мы понимаем, для чего изначально вводили галочку. Она выделяла профили известных людей, которые прошли верификацию с непосильными для обычных людей условиями. Сейчас же каждый сможет поставить ее себе. То же самое происходит и с Twitter - там галочка так же теряет свою уникальность и ценность, ведь в результате ее купили даже представители движения Талибан (признано террористическим и запрещено в РФ)", - напоминает Антон Зинин, основатель агентства NEAR.

Не менее сомнительно выглядит и инициатива Марка Цукерберга о приоритетной поддержке для платных подписчиков. Все дело в том, что поддержка пользователей в Facebook* и Instagram* уже долгое время подвергается критике.

"Она работает из рук вон плохо, неделями игнорирует запросы и в итоге практически ничем не помогает. Это уже фактически мем. А сейчас они будут вынуждены оказывать эту самую помощь: подписка все-таки не бесплатная", - замечает Зинин.

На этом фоне стратегия российских соцсетей выглядит более взвешенной. "Вконтакте" ввела верификацию аккаунтов для физлиц через Госуслуги и VK ID, а юрлица могут сделать то же самое через портал МСП.

*Facebook и Instagram принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.