Медиаменеджер о том, как Google работает с запросами: «Транслирует проамериканскую точку зрения»
«Только в одной Европе более 90 % поисковых запросов осуществляются через Google. Не секрет, что рекомендательные алгоритмы поисковой выдачи играют не последнюю роль в выборе нами источника информации. Однако в случае с Google я бы советовал быть осторожнее. Например, на самом верху своей поисковой страницы он может выдавать фишинговые сайты. Кто прав, а кто виноват, почему так происходит, можно спорить долго. Тем не менее, факт остается фактом – Google за своим поиском не всегда следит. Наиболее свеженькие инциденты с поисковой выдачей стали известны в декабре прошлого года. Так, суд Европейского союза обязал ИТ-гиганта удалять результаты поисковой выдачи о жителях Европы, если они докажут, что это неверная информация. Причиной такого вердикта стала жалоба, поступившая Верховный суд Германии. Ее направили двое менеджеров, работающих в группе инвестиционных компаний. Они обратились с требованием к Google удалить поисковые результаты по их именам, которые вели на статьи с критикой инвестиционной модели группы. А также их фото, которые появлялись в поиске в разделе «Картинки» без всякого контекста. Однако корпорация отказалась выполнить требование под предлогом, что неизвестно, насколько правдивой или ложной была информация. Очень странную позицию вершителя человеческих судеб выбрал ИТ-гигант. Благо, суд решил иначе, и встал на сторону пользователей. Различать правдивую и ложную информацию крайне важно, но не менее, ценно быть непредвзятым. Однако корпорация, которая так рьяно выступает за независимый поиск, периодически оказывается замешана в политике, и по какой-то «случайности» всегда транслирует проамериканскую точку зрения. Яркой иллюстрацией этого стал случай, произошедший в Китае. Там при поиске государственного гимна поисковик почему-то стал выдавать продемократическую песню, что серьезно возмутило власти Гонконга. ИТ-гигант и раньше чудил с поиском. Например, он мог в результатах выдачи спокойно отдать преимущество своей платформе YouTube, тем самым лишив конкурентов видеохостинга дополнительного трафика, скачиваний, выручки и узнаваемости бренда. Политика его видеохостинга YouTube уже давно вызывает вопросы. Модераторы площадки блокируют каналы, контент которых идет вразрез с западным мировоззрением. А рекомендательные алгоритмы видеохостинга предлагают ролики, транслирующие насилие, пропаганду запрещенных веществ и прочие деструктивные материалы. Причем, зрителями такого контента зачастую становятся и дети. После таких историй сразу возникает вопрос: как с этим быть? Ведь это делает корпорация с колоссальным влиянием на общественное мнение. И порой такая деятельность ИТ-гиганта остается безнаказанной. На мой взгляд, уже назрела необходимость наконец-то заняться рекомендательными алгоритмами Google и YouTube. Их следует начать регулировать на законодательном уровне, чтобы у пользователей появилась возможность самостоятельно их отключать. В России уже есть подвижки в этом процессе. Так, в декабре прошлого года СМИ сообщили, что к внесению в Госдуму РФ готовится законопроект о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ. По словам его автора, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антона Горелкина, закон предполагает ответственный подход к использованию рекомендательных алгоритмов от всех участников рынка в целях защиты прав пользователей и недопущения манипуляций со стороны цифровых платформ. Думаю, такие меры своевременны. Регулирование рекомендательных алгоритмов должно привести к тому, что пользователи перестанут находиться в информационном вакууме, смогут сами выбирать, что именно они хотят смотреть, без навязчивых подсказок». Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский