Снижаем затраты и оптимизируем работу компании: цифровая платформа как инструмент для ведения бизнеса

Сегодня, одним из важнейших элементов IT-инфраструктуры для бизнеса являются цифровые платформы. Многообразие задач, которые выполняют такие информационные системы, возможности и перспективы их развития провоцируют пристальное внимание в самых разных сферах. Обобщающий термин с большим количеством значений, которым называют разнообразные IT-продукты часто является причиной недопонимания между участниками рынка, заказчиками и будущими пользователями корпоративных IT-продуктов, чиновниками и т.д.

Снижаем затраты и оптимизируем работу компании: цифровая платформа как инструмент для ведения бизнеса
© Daily Moscow

Владислав Таболин — генеральный директор «EAE-Консалт» — считает, что для создания платформ и эффективного их использования, важно разобраться, что это, какими они бывают и в чем польза платформенных решений для бизнеса.

Платформа как IT-концепция

В широком смысле термин «цифровая платформа» — это большой класс информационных систем, обеспечивающих потенциально неограниченное количество пользователей необходимыми инструментами для решения технологических, функциональных, финансовых или иных задач.

Традиционно под платформами понимают сервисы с многочисленными функциями, доступные через интернет.

В ряде случаев к цифровым платформам также относят крупные внутренние информационные системы, объединённые единым хранилищем для всех типов данных (data lake) и сквозной интеграцией разнообразных инструментов — электронный документооборот, бухгалтерия, логистика, склад, системы для руководителей предприятий и т.п.

В бизнесе под цифровыми платформами чаще понимают системы, обеспечивающие взаимосвязь между участниками процессов, например, сотрудниками компании, клиентами, поставщиками, партнерами, контрагентами и т.д. Владислав Таболин Генеральный директор «EAE-Консалт»

В промышленности концепция платформы востребована при создании систем управления производством или предприятием в целом, выполнения рутинных операций и предоставления функций, обеспечивающих принятие решений.

Типы цифровых платформ

Принято выделять несколько типов цифровых платформ:

1. Инфраструктурные ЦП — обеспечивающие инфраструктуру той или иной экосистемы, с применением сквозной работы. Для них характерен доступ к данным, который ограничивается самой экосистемой. К ним относят такие платформы как ЭРА-ГЛОНАСС, General Electric Predix, ESRI ArcGIS.

2. Инструментальные ЦП — построенные на основе программно-аппаратных или программных комплексов системы, которые позволяют интегрировать прикладные инструменты работы с данными для разных, но связанных между собой процессов, например: Java, SAP HANA, 1С:Предприятие, Bitrix, Amazon Web Services, Microsoft Azure.

3. Прикладные ЦП — системы, создающие общую информационную модель ведения бизнеса и определяющие бизнес-модели, процессы, а часто даже конкретные регламенты для предоставления услуг, торговли и других практических задач пользователей. Наиболее яркие представители этого типа: Uber, Яндекс Такси, AirBnB, Aliexpress, Booking.com, Avito, AviaSales, Apple AppStore, AviaSales, VK, Meta* (*признана экстремистской организацией в России).

Что крупный бизнес любит в платформах?

Любой бизнес испытывает потребность в максимальной унификации работы с данными и максимально гибком оперировании ими. Идеальной является одна система, имеющая полный ассортимент инструментов, необходимых бизнесу.

Это, как правило, дешевле, чем приобретать лицензии для каждого инструмента и функции отдельно. Платформу проще поддерживать, настраивать, платформой проще управлять.

Если утрировать, вне платформы подразделения компании действуют неэффективно: бухгалтерия надоедает продажникам с запросами о договорах, продажники обращаются на склад для получения данных об остатках, кладовщики находятся в регулярной рутинной коммуникации с отделом закупок, а те, в свою очередь, с департаментом логистики.

Временные потери, возникающие в этом хаосе, для большого бизнеса почти всегда конвертируются в финансовые. Время — ресурс невосполнимый, а, значит, подобные убытки безвозвратны.

Платформа предполагает сквозной доступ к данным, что почти гарантированно избавляет пользователей от ситуации, описанной выше. Иными словами, ЦП — один из важнейших факторов для снижения затрат и оптимизации работы современной компании.

Немного о развитии платформ

Платформы используют обновляемые пакеты цифровых технологий и постоянно масштабируются, со временем предоставляя больше сервисов, инструментов и функций.

Развитие ЦП для бизнеса в большинстве случае идёт от простой автоматизации к выстраиванию оптимального алгоритма отношений между пользователями, подразделениями компаний, контрагентов и партнёром.

Экосистемы платформ постепенно эволюционируют до цифровых структур целых рынков, устраняя полностью или минимизируя количество посредников при выполнении задач и совершении сделок.

Применение ЦП позволяет избегать сложных иерархических связей и применять наиболее передовые бизнес-модели.

Подводя итог

Основных причин живого интереса и спроса большого бизнеса на цифровые платформы:

— необходимость в эволюции методологических подходов; — желание снизить затраты; — потребность в сквозном доступе к данным и тесной интеграции между пользователями ИС.

Развитие цифровых платформ обусловлено возрастающей зависимостью бизнеса от информационных систем, а также желанием разработчиков постоянно увеличивать лояльность пользователей за счет внедрения новых технологий.

Фото на обложке: Grzegorz Leśniewicz, _ MUG _