Эксперты пояснили сложность разоблачения фейков
В современном мире с учетом развития технологии и погружения пользователей в интернет-пространство выявлять фейки становится сложнее, заявила заместитель Главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева в рамках конференции «Russian Internet Week».
«Любое мультимедиа сегодня прекрасно подстраивается под ту реальность, которую хочет «доморощенный» создатель. И чем дальше, тем сложнее будет технологически это разоблачить. Но надо, чтобы еще и люди сами хотели понять – правда это или нет. <…> Проблема в том, что технологии так глубоко вошли в наш быт – в покупки, в отношения, в обмен эмоциями, в развлечения, – что необходимости ставить ее под сомнения не возникает, потому что не очень хочется», – приводятся ее слова в пресс-релизе, поступившем в газету ВЗГЛЯД.
Руководитель отдела развития стратегических направлений АНО «Диалог» Тимофей Ви отметил значительный рост количества фейков в связи с началом специальной военной операции. Согласно исследованию, сообщил спикер, было выявлено порядка 8 тыс. фейковых нарративов, из которых появилось около 9 млн постов.
«Но самая большая беда в том, что эти 9 миллионов постов превратились в 17,5 миллиардов просмотров. То есть 17,5 млрд раз граждане Российской Федерации увидели фейковую информацию, связанную со специальной военной операцией. Мы можем оценить масштабы этой борьбы», – сказал он.
Заместитель председателя правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Вадим Ампелонский перешел к конкретным примерам создания и распространения фейков и поделился с коллегами опытом изучения Википедии.
Он напомнил, что написать в энциклопедии можно что угодно, причем без идентификации личности: «Дальше уже вступают правила сообщества, которые говорят о том, что все решения по поводу правок той или иной статьи принимаются на основе консенсуса. Но поскольку сообщество большое и вокруг резонансных статей, как правило, это статьи, которые создаются вокруг конфликтных тем, таких как война, таких как специальная военная операция – такие статьи вызывают резонанс», – сказал он.
«Туда приходит огромное количество редакторов, как правило с заранее определенными позициями. И в принципе, все то редакторское сообщество, которое сформировалось в русскоязычном сегменте «Википедии», оно наполнено людьми определенных взглядов, причем эти люди часто физически находятся за границей – они пишут из Израиля, они пишут из Соединенных Штатов, из Канады, из Белоруссии, из Украины и т. д.», – добавил Ампелонский.
Ви подчеркнул, что проблема фейков появилась в России не вчера и не сегодня. В нашей стране также существует ответственность за распространение фейков – впервые она была введена в пандемию коронавируса.
«Именно в 2020 году, а не в 2022 году мы впервые ввели в законодательство понятие не только административной, но и уголовной ответственности за распространение фейков. Это было напрямую связано с коронавирусом. До сих пор эта статья есть – если человек распространяет фейк, связанный с коронавирусом, и это приводит к реальным человеческим жертвам, то это абсолютная уголовная ответственность. На тот момент в мировой среде это было своего рода новаторством, потому что фейки – это не явление, с которым сталкивается только Российская Федерация. Это общемировое явление», – обозначил спикер, подчеркнув, что 97% россиян знают, что такое фейковая информация, и сталкивались с этим понятием.