Чёрная пятница для кошелька. Как россиян дурят на распродажах
Ноябрь — время повсеместных распродаж. Если верить рекламе, многие магазины продают вещи с такими огромными скидками, что, кажется, обанкротятся, не дожидаясь Нового года. Разумеется, это не так. И разорятся совсем не они — скорее их клиенты. Вспоминаем, каким уловкам и даже откровенному мошенничеству придётся противостоять в ближайшие дни и недели. Трюки продавцов В реальность скидок в День холостяка (11 ноября) или «чёрную пятницу» (в 2022 году приходится на 25 ноября) россияне уже давно не верят . И не только россияне: исследователи из Великобритании обнаружили , что 85% товаров, участвовавших в «чёрной пятнице» в 2019-м, в течение года продавались по той же и даже более низкой цене. Впрочем, на Западе крупные ретейлеры типа Wallmart или Amazon действительно могут продавливать даже топовых поставщиков на существенные (до 70%) скидки. У российских же не тот масштаб. «Наш ретейлер, например "М.Видео", не может прийти и требовать такой дисконт. В лучшем случае согласятся на 30%», — отмечал президент «Гильдии маркетологов» Игорь Березин. Опрошенные «Секретом» эксперты подтверждали , что размер реальной скидки может составлять от 5% до 15%. Всё, что выше, — уловки маркетологов. Им важно заинтересовать, «прогреть» аудиторию — а дальше уже раскрутить их на покупки. Вот типичные уловки: Искусственный дефицит. Это когда покупателей торопят тем, что по скидке продадут только ограниченную партию товара. Например, 1000 пар туфель. Когда покупатель приходит в магазин, выясняется, что «всё уже распродано». Технический сбой. Такое случается с интернет-магазинами: при оформлении товара из числа самых вкусных предложений заказ просто не удаётся оформить. А купить что-то с менее дикой скидкой или вообще без неё — без проблем. Ложные скидки. Истории, когда цену сначала незаметно завышают, а потом якобы делают дисконт, по-прежнему случаются. Но крупные компании стараются уже так не делать — обман легко вычислить, и это бьёт по репутации бренда и доверию клиентов. А вот мелкие продавцы проворачивают такой трюк направо и налево. Этим не гнушаются даже аптеки. Чтобы не попасться в ловушки маркетологов и не спустить месячный бюджет на шопинг, специалисты советуют перед каждой покупкой спрашивать себя: действительно ли эта вещь так нужна? Или это просто наваждение от ценника с ярлыком «–40%»? В идеале даже составить список вещей, которые есть смысл купить, — и не отступать от него. Трюки мошенников На ажиотаже стремятся заработать не только производители и торговцы, но и криминальные личности. Точнее — киберпреступники. Как правило, речь идёт о фишинге . На почту, в мессенджер или в соцсети человеку приходит письмо якобы от известного бренда с невероятно щедрым предложением на «чёрную пятницу». Он переходит на сайт, оформляет покупку, вводит данные карты — и его деньги достаются мошенникам. К таким дням они специально готовятся: создают фейковые сайты, очень похожие на оригинальные. Адрес отличается одним-двумя символами или содержит дополнительное слово. Например, в 2020 году перед сезоном распродаж появилась масса сайтов-двойников с адресами типа familiya-off.ru, tele2-off.ru и т. д. Чтобы не стать жертвой, стоит прислушаться к советам экспертов по кибербезопасности. Они рекомендуют : Внимательно проверять адрес сайта. Перепроверить, точно ли это официальная страничка фирменного интернет-магазина? Не переходить по потенциально странным ссылкам в письмах. Даже если это письмо от друга или коллеги. Не вводить данные карты на подозрительном сайте. Установить и вовремя обновлять антивирусные программы. Многие из них умеют защищать от фишинговых атак, они просто не дадут перейти на вредоносный сайт.