Как проверить соискателей на благонадёжность, если у вас нет службы безопасности
Мошенничество со стороны сотрудников — больной вопрос, с которым сталкиваются компании любых размеров и сфер деятельности. Работник может нанести урон не только банальным воровством, но и раскрытием конфиденциальной информации третьим лицам, фальсификацией документов, а также конфликтом интересов, если, например, у сотрудника есть собственный бизнес. И если в крупных компаниях вопросы, связанные с безопасностью бизнеса, решают специально созданные отделы, то у малого и среднего бизнеса зачастую такой возможности нет. О том, как проверить добропорядочность сотрудников ещё на этапе собеседования, — в материале «Секрета фирмы». Кого проверять Оценка благонадёжности, или due diligence, для потенциальных сотрудников — распространённая мировая практика. По аналогии с анализом клиентов KYC (know your customer) из финансового сектора её ещё называют KYE (know your employee). В частности, советуют проверять на благонадёжность кандидатов на должности, связанные с доступом к коммерческой и конфиденциальной информации, бухгалтерским документам, лицензированному программному обеспечению, кассе и складским помещениям. В крупных компаниях считают правильным проверять на благонадёжность, по возможности, всех соискателей. Как минимум это потенциально поможет избежать материального урона или репутационного скандала. «Кажется, зачем проверять уборщицу, если у неё нет никакого доступа к важной информации? Но у неё может быть ключ от кабинета директора. Значит, проверять соискателей на такие вакансии необходимо едва ли не так же внимательно, как и коммерческих директоров», — говорит Дмитрий Окунев, руководитель продукта ID Scan МТС — недавно запущенного сервиса быстрой проверки соискателей и контрагентов. В компаниях особое внимание уделяют соискателям на должности руководителей отделов продаж и их менеджеров. Это связано с тем, что они могут зарегистрировать ИП или ООО и начать работать не на компанию, а на себя. Помимо этого, есть смысл в том, чтобы проверять и водителей, которые перевозят дорогостоящие грузы, а также, например, сотрудников, у которых есть доступ к коммерческой информации и возможность влиять на принятие решений. Как проверять Проверить сотрудников можно вручную. Обычно таким делом в компаниях занимаются сами предприниматели, сотрудники HR-отделов или, если это уже большая корпорация, сотрудники службы безопасности. В первую очередь нужно проверить подлинность документов, которые предоставляет кандидат, наличие судимостей или присутствие в списке объявленных в розыск и финансовые задолженности. Все сведения есть в открытых источниках, но, чтобы собрать требуемый пакет документов на сотрудника, приходится заходить в каждую отдельную информационную систему и запрашивать данные, которые затем нужно агрегировать, систематизировать и свести результат в единый отчёт — и уже на основе него принимать финальное решение о кандидате. На каких сайтах искать информацию о соискателе или контрагенте: Главное управление по вопросам миграции МВД . Тут можно проверить, в частности, действительность паспортов , подтверждение разрешения на работу, приглашения на въезд в РФ, соответствие документа и адреса регистрации и так далее. Федеральная налоговая служба . Здесь можно проверить данные об ИНН, о долгах . ГИБДД . Тут можно проверить водительское удостоверение. Рособрнадзор . Здесь проверяем действительность документа об образовании. МВД — проверка нахождения в розыске. Федеральная служба судебных приставов . Здесь в базе исполнительных производств можно проверить информацию о финансовых задолженностях, которые соискатель обязан выплатить по решению суда. Системы онлайн-учёта по судебным решениям и делам, такие как «Правосудие» , на порталах судов и картотека арбитражных дел . В них можно проверить данные о судебных производствах. Дополнительно можно проверить наличие кандидата в базе номинальных директоров, посмотреть, есть ли наличие ограничений на управление бизнесом, а также осуществить анализ связей с юридическими лицами на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП . Второй вариант — доверить проверку кандидата или будущего партнёра специальным IT-сервисам по проверке кандидатов или контрагентов. Такие сервисы быстро собирают информацию из всех источников и агрегируют их в отчёт. В результате это помогает ускорить оформление персонала, а также минимизировать риски мошенничества со стороны контрагентов. Подобные IT-решения работают так: нужно внести имеющуюся информацию о человеке: Ф. И. О. и данные паспорта. После этого система формирует единый полный отчёт о кандидате. «Информация собирается из множества открытых и полузакрытых источников данных, в том числе из государственных информационных систем и сервисов с платным доступом. Буквально 10 минут — и отчёт готов. Что важно при этом — сервис не хранит историю запросов», — говорит руководитель продукта ID Scan МТС Дмитрий Окунев. Помимо всех описанных выше баз данных, IT-сервисы по проверке соискателей и контрагентов работают с Единой системой идентификации и аутентификации и с Бюро кредитных историй. Также такие решения позволяют обновлять информацию и о действующих сотрудниках: нужно просто загрузить списки работников — и система сформирует отчёты по ним. При этом можно настроить автоматический мониторинг. В целом сервисы по проверке физлиц рассчитаны на предприятия малого и среднего бизнеса, у которых нет собственной службы безопасности, а также на крупный бизнес, которому система облегчает рутину проверок анкет — делая это за службы безопасности автоматически и выдавая готовый отчёт с рекомендациями по соискателям. Окончательное же решение по той или иной кандидатуре всё равно принимают сотрудники HR-отделов и службы безопасности. Куда движемся Сервисы по проверке сотрудников распространены по всему миру. Пожалуй, самая известная платформа по проверке физлиц — американская E-Verify. Её пилот запустили в США еще в 1997 году, чтоб не допустить к трудоустройству в Штатах лиц, не имеющих права или разрешения на работу . В 2022 году число подобных сервисов по всему миру исчисляется уже десятками, если не сотнями. В России таких сервисов около 20. При выборе решения стоит обращать внимание на экспертизу компании-разработчика, а также на умение этой компании работать с персональными данными клиентов. «На горизонте 5 лет появятся сервисы, которые будут настроены уже не на сбор имеющейся информации, а на прогнозирование действий человека, — отмечает Дмитрий Окунев. — А через 20 лет мы будем жить в эпоху искусственного интеллекта. И предсказывание поведения человека на основе больших данных станет чем-то обыденным. По сути, именно это и делает сотрудник, принимающий решение о приёме на работу того или иного кандидата, — пытается представить, как будет вести себя человек на основе информации о его прошлом».