E-comm подталкивает спрос на склады
«Рынок онлайн торговли – главный драйвер спроса, он перегнал и фуд-ритейл, и логистические компании, фармацевтику», - говорит Михаил Тюнин, директор по работе с корпоративными клиентами Knight Frank St. Petersburg.
Причем спрос на склады обеих столиц – Москвы и Петербурга, – в спросе склады регионов России. Наиболее востребованы склады как на дальнем Востоке, так и на Урале, в Сибири, и в Южном федеральном округе.
«E-comm приступил к активной экспансии в регионах. И она не останавливается, что очень правильно», - говорит Михаил Тюнин.
Причем бизнес как арендует готовые склады, так и строит их. В августе 2022 года 60% компаний не отказались от планов по строительству складской недвижимости, и 12% – о намерении остановить стройку, добавляет эксперт от Knight Frank St. Petersburg. Однако большинство участников рынка онлайн торговли предпочитают арендовать склады, а не строить их, отмечает эксперт. В спросе сейчас не только склады большей вместимости, востребована также автоматизированная складская недвижимость.
«Автоматизировать можно, но в 98% случая для этого необходим софт, который разрабатывают не российские программисты. Из-за этого летом в спросе были склады без автоматизации, без конвейеров, без роботов-автоматов, бизнес готов был вручную перерабатывать грузопотоки. Однако тенденция в августе вновь изменилась – и теперь, благодаря российским программистам, вновь в спросе автоматизированные склады», - говорит Михаил Тюнин.
Участники рынка внедряют конвейерные линии,а также устанавливают сортировщики, которые «освобождают как ресурсы людские, так и ресурсы по площадям», добавляет эксперт. В сентябре 2022 года семь из каждых десяти компаний, задействованных в онлайн торговле, не только поддерживают достигнутый уровень автоматизации, но даже инвестируют в ее расширение. Участники рынка сохраняют тренд на переход в онлайн, а это значит, что и спрос на складские площади сохранится, говорит эксперт. Объем рынка e-comm по итогам 2022 года, по прогнозам, прирастет на 41%, до 5,8 трлн рублей, а общее количество заказов возрастет на 63%, до 2,8 млрд штук. «Но теперь планирование расширения становится аккуратным. Но рынок жив и будет жить, надеюсь», - говорит Михаил Тюнин.