Как зарегистрироваться и работать в личном кабинете ФСС России
Что такое личный кабинет ФСС и зачем он нужен Получить доступ в личный кабинет ФСС России могут: работодатели для отправки сведений о работниках, которым положены выплаты по больничному листу, получения прочей информации; застрахованные лица (работники), чтобы получать сведения о статусе листка временной нетрудоспособности, о начисленных и положенных пособиях, а также по прочим вопросам. На сайте ФСС имеются личные кабинеты: застрахованного лица – нужен для работы в нем физического лица; страхователя – предназначен для работодателей; поставщика услуг – нужен для взаимодействия с поставщиками услуг в системе электронных сертификатов ФСС. Авторизация в любом кабинете требует, чтобы у пользователя была учетная запись на Госуслугах. Личный кабинет получателя услуг – физического лица Электронный кабинет ФСС предоставляет сервисы, доступ к которым физлица могут получить, не выходя из дома. Функциональные возможности При помощи личного кабинета ФСС любой гражданин может посмотреть: ЭЛН (электронные листки нетрудоспособности – больничные) и назначенные пособия по нетрудоспособности; сведения об участии в программе реабилитации, по несчастным случаям на производстве; родовые сертификаты; возможность подать заявку на предоставление технических средств инвалидам и прочим категориям, имеющим право получать их бесплатно. Кроме того, есть и другие услуги – пострадавшие от COVID-19 медработники могут подать заявление на получение положенных выплат. Граждане вправе обратиться за оформлением ЭЛН при заболевании коронавирусом и за медицинским сопровождением во время болезни. Есть возможность составить запрос по непонятным вопросам и получить консультацию сотрудника ФСС в электронном виде. Регистрация и вход в личный кабинет ФСС через Госуслуги Напрямую зарегистрироваться на сайте ФСС нельзя. Для этого нужно иметь подтвержденную регистрацию на Госуслугах. Чтобы выполнить вход в личный кабинет ФСС через Госуслуги, перейдите на официальный сайт. Выберите в верхней строке «Кабинеты», после чего на экране появится возможность войти в личный кабинет застрахованного лица: При нажатии кнопки «Войти» сайт автоматически переадресует вас на портал Госуслуг, где нужно выполнить вход. Также на страничку входа в личный кабинет ФСС получателя услуг можно попасть напрямую по этой ссылке. После ввода данных учетной записи от Госуслуг нужно предоставить права доступа для ЛК ФСС: Затем вы вернетесь на сайт Фонда соцстраха, в котором появится окно с запросом согласия на обработку персональных данных. Нужно поставить галочку и нажать «Продолжить»: Далее выйдет сообщение, что персональные данные автоматически обновлены согласно указанным на Госуслугах: Нужно дать подтверждение, нажав кнопку «Ок». После этого откроется непосредственно личный кабинет Фонда социального страхования. В дальнейшем вход в ЛК выполняется проще – после нажатия кнопки Войти нужно только ввести данные учетки Госуслуг. Работа в личном кабинете Фонда социального страхования. Есть достаточно широкий список возможностей, которые доступны пользователю после входа в личный кабинет ФСС. Рассмотрим их подробнее. Персональные данные профиля Эти данные можно просматривать (а на Госуслугах – и изменять). Для этого в правом углу формы следует нажать на свое ФИО: Выйдет окно, в котором есть информация: пол, дата рождения, СНИЛС, данные паспорта, сведения о регистрации по месту жительства, фактический адрес, гражданство, адрес электронной почты, контактный телефон, ИНН. Эти сведения автоматически заполняются на основании данных, внесенных при регистрации на Госуслугах. Поменять их в личном кабинете ФСС не получится. Это возможно сделать только в профиле на портале Госуслуг. Листки нетрудоспособности После входа в личный кабинет ФСС электронный больничный лист можно найти, если перейти в закладку «Листки нетрудоспособности»: В окне видна информация о количестве дней болезни, начисленная работодателем и фондом сумма пособия. Она рассчитывается исходя из сведений о зарплате и стаже, которые подает страхователь. В таблице, которая находится ниже, указан перечень листков нетрудоспособности физического лица. В ней отражены: дата выдачи ЭЛН, его номер, наименование работодателя, где трудится застрахованное лицо, тип занятости: основное место работы или совместительство, период, на который выдан больничный лист, сколько дней болезни подлежит оплате, статус: открыт, заполнен страхователем, выплачен; Статус «Открыт» присваивается, когда сведения в ФСС поступили из лечебного учреждения, после передачи работодателем данных о стаже и заработке ЭЛН переходит в статус «Заполнен страхователем». После отправки денег на счет заболевшего сотрудника присваивается статус «Выплачен». Застрахованное лицо может отслеживать, на каком этапе находится больничный лист и выяснять, если на каком-то статусе произошла задержка. При этом нужно знать, что: работодатель должен в течение 3-х дней после предоставления работником номера ЭЛН отправить сведения в ФСС; ответственному сотруднику ФСС дается 10 дней на то, чтобы рассчитать пособие и отправить деньги застрахованному лицу. Если через три рабочих дня после предоставления сведений работодателю статус с «Открыт» не изменился на «Заполнен страхователем», то претензии следует предъявлять по месту работу. Если после получения сведений сотрудник ФСС не подтвердил отправку денег в течение десяти дней, то нужно обращаться с запросом уже в ФСС. Журнал пособий и выплат Его структура аналогична вкладке «Листки временной нетрудоспособности», так как данные заносятся в общий журнал. В таблице перечислены все начисленные пособия и выплаты, ЭЛН. Здесь есть информация, содержащая название пособия, сумму и статус платежа. В журнале можно увидеть сумму выбранного пособия. Для удобства работы предусмотрен фильтр, нажав на который можно сформировать отчет по выбранному параметру. Нажав на пособие в таблице, можно увидеть, как производился расчет. Программы реабилитации Информация собрана на вкладке «Программы реабилитации». Застрахованному лицу с инвалидностью доступны те, которые относятся к его статусу: индивидуальная программа, реабилитационная для пострадавшего, заключение врачебной комиссии. Принцип получения информации для физических лиц таков, как у пособий. Можно просмотреть подробно каждую строку, нажав на нее. Также имеется фильтр для удобства работы. Социальный персональный информационный навигатор Здесь отображается информация по ТСР (техническим средствам реабилитации) и возмещения расходов по ним. Данные находятся на соответствующей вкладке. Статус заявки отображается разным цветом: исполненная – серым, плановое – зеленым, незаявленные – оранжевым. Информация сопровождается датой: текущая (сегодняшняя), наступления срока мероприятия. Технические средства реабилитации В данном разделе можно отследить статус поставки технических средств реабилитации, заявлений на их предоставление, удовлетворение заявок на компенсационные выплаты на приобретенные изделия за свой счет. Родовые сертификаты На вкладке собраны сведения о родовых сертификатах, выпущенных на бумажном носителе или в электронном виде. Они сгруппированы в виде таблицы, в которой имеются графы: номер, дата выдачи, ФИО будущей мамы, статус, наименование медицинского учреждения, выдавшего документ, формат: на бумаге, в электронном виде. Здесь также есть возможность отсортировать сертификаты по заданному значению. Просмотр истории запросов в фонд Для получения информации об отправленных запросах, нужно зайти на вкладку «Запросы в фонд», на экране появится окно, в котором видно, сколько запросов было отправлено всего, можно отсортировать их. Формирование запроса Для составления запроса нужно нажать на желтый квадрат с плюсом и предложением ввести новый запрос. Появится окно, в котором автоматически сформировано ФИО, соответствующее регистрации, номер телефона и электронная почта. Программа предложит один из вариантов отправки отчета: на почту и в ЛК, на e-mail, через «Почту России» на бумажном носителе, только в личный кабинет. Также нужно указать социальное положение и льготную категорию, если вопрос касается пособий и прочих выплат от государства. При нажатии на кнопку «Далее» выйдет окно, в котором предлагается указать вид: обращение, жалоба, по поводу пособий, повторное обращение; субъект, тематику и составить текст: Останется нажать «Далее» и отправить запрос. Запись на прием в ФСС Для этого нужно нажать на три точки справа и выбрать на всплывающем окне «Запись на прием»: На экране появится окно. В нем нужно заполнить информацию: регион, наименование услуги, по которой планируется обращение, адрес местного отделения, месяц, число, время предполагаемого приема. Далее нужно подтвердить запись на прием. Для этого следует проверить личные данные, которые появятся на экране и нажать кнопку «Сохранить»: Данные о заявке сохранятся в журнале. Личный кабинет ФСС страхователя – юридического лица ЛК ФСС – удобный инструмент для взаимодействия работодателей, которые являются страхователями для своих сотрудников, и самого Фонда. Основные функции Большая часть совместной деятельности ФСС и работодателя касается выплат по электронным больничным листам. Страхователь имеет возможность внести в больничный сведения в раздел бланка, касающиеся данных застрахованного лица и страхователя. В личном кабинете ФСС страхователя можно просмотреть журнал регистрации ЭЛН, распечатать его, сравнить данные и сообщить об обнаруженных несоответствиях. Другая возможность, предоставляемая ЛК – просмотр сведений о субсидиях для юридических лиц и ИП. Сервис также позволяет составлять запросы и получать ответы на них, передавать сведения о застрахованных лицах. Как зарегистрироваться и войти в ЛК юридического лица или ИП Личный кабинет страхователя находится по той же ссылке – lk.fss.ru, нужно лишь выбрать нужный ЛК и нажать кнопку Войти. Либо сразу перейти на страничку входа. Прямая регистрация в Фонде также невозможна, вход производится через Госуслуги. Организация или ИП должны быть зарегистрированы в системе ЕСИА. Кроме того, для использования личного кабинета нужна электронная подпись руководителя или уполномоченного лица, которое будет работать в программе. Для открытия личного кабинета нужно: аналогично инструкции для физических лиц войти при помощи логина и пароля страхователя от учетной записи Госуслуг; предоставить доступ к данным; выбрать пункт «Зарегистрировать организацию»; прикрепить ЭЦП; после ее проверки заполнить анкету; дождаться, когда сведения о регистрации появятся на электронной почте, где будут логин и пароль. Для авторизации нужно: ввести логин и пароль; нажать кнопку «Войти». После этого станут доступными все возможности ЛК Фонда социального страхования. Инструкция по работе в личном кабинете страхователя Сведения о страхователе В этом разделе отображаются данные об организации, которые имеются у ФСС. В личном кабинете изменения в них вносить нельзя. Электронные листки нетрудоспособности В разделе имеется таблица с перечнем листков нетрудоспособности в разрезе текущего года по кварталам, а также по предыдущим годам. Выбрав нужный период, выйдет список всех ЭЛН по работодателю. Каждый из них можно просмотреть. Работодатель должен внести сведения в личный кабинет ФСС для больничных листов – в разделе, предназначенном для их заполнения. Для этого нужно ввести номер ЭЛН, который сообщает заболевший сотрудник, и его СНИЛС: На экране появится нужный документ. На вкладке «Заполняется работодателем» выйдет окно, в которое нужно ввести необходимые сведения: В число сведений входит: средний заработок заболевшего сотрудника, его страховой стаж, сумма выплат по ЭЛН, осуществляемая работодателем, сумма выплат по линии ФСС, дата, с которой сотрудник должен приступить к работе. Существует правило заполнения суммы в рублях и копейках: между ними ставится точка. Журнал реестров Здесь аккумулируются данные по реестрам пособий, которые были переданы страхователем в ФСС. Может быть два статуса документа: обработанные и черновики. Журнал пособий Регистр построен по аналогичному принципу с журналом реестров. Данные распределены по периодам. По умолчанию открываются сведения текущего квартала. Запросы в фонд Зайдя по вкладке «Запросы в фонд», открывается таблица, в которой отражены все обращения страхователя, отсортированные по датам. Имеется фильтр, при помощи которого можно отсортировать по любому показателю, имеющемуся в таблице. В ней семь граф: дата создания, номер, номер созданного и зарегистрированного запроса, дата регистрации, статус, тематика. При формировании запроса страхователь может указать удобный способ получения ответа. Мобильное приложение от ФСС Получить информацию о больничных листах и пособиях можно с помощью мобильного приложения от Фонда соцстраха. Приложение для системы Android можно скачать в Google Play, а можно – в AppGallery. Есть версия также для iOS – ее можно найти в AppStore. Функционал приложения в целом повторяет личный кабинет. Например, есть вся информация о больничных, можно отслеживать процесс назначения пособий, запрашивать справки, рассчитывать компенсацию за ТСР, записываться на прием. То есть, приложение не позволяет оформлять заявления прямо в нем, но разрешает просматривать информацию по уже оформленным документам. Часто задаваемые вопросы Можно ли зарегистрировать личный кабинет ФСС, если нет учетной записи на Госуслугах?Этого сделать не получится, так как напрямую на официальном сайте ФСС зарегистрироваться нельзя. Как проверить больничный лист на сайте ФСС?Для этого существует вкладка «листки нетрудоспособности». В ней есть информация обо всех ЭЛН с присвоенным статусом. Почему сведения по родовому сертификату занимают четыре строки?В нем имеются 4 талона: первый – для обслуживания будущей мамы в женской консультации, второй – во время родов, третий и четвертый – для обслуживания ребенка в поликлинике, в первое и второе полугодие жизни малыша соответственно. Почему больничный не отразился в личном кабинете?Значит, его не передало медицинское учреждение и он не оформлен в электронном виде.