Как применять дизайн-мышление в повседневной жизни

Дизайн-мышление — не прерогатива бизнес-команд и огромных компаний; оно вполне способно помочь человеку решить его повседневные задачи. Елена Петрова, бывший проджект-менеджер Conde Nast, коуч по Design Thinking и преподаватель совместной онлайн-магистратуры Нетологии и ТГУ «Управление контентом и медиапроектами», объяснила, как работает этот метод и как можно его применять в жизни.

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это особый подход к разработке услуг, сервисов и продуктов, который отталкивается от нужд и проблем конкретного пользователя. Его главная задача — ответить на вопросы «Как мы можем помочь?», «Как наш продукт сделает жизнь человека легче?». Те, кто практикует дизайн-мышление, смотрят на продукт с точки зрения клиента и моделируют его поведение, чтобы понять, чего именно ему не хватает.

Впервые это понятие озвучил Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном» в 1969 году. А уже в 1990-х Дэвид Келли основал компанию IDEO, которая объявила этот подход своей основной доктриной.

«Нужно стараться понять людей, для которых ты пытаешься создать некий продукт, — это и есть главное правило дизайн-мышления», — Дэвид Келли, предприниматель.

Дизайн-мышление помогает в решении любой бизнес-задачи, которая так или иначе касается человеческого опыта. Руководствуясь этим методом, можно грамотно спроектировать здание или изобрести новую отвертку; создать препарат от неизлечимой болезни или сшить удобный врачебный халат; написать большую статью в «Теории и практики» или придумать понятную надпись из трех слов на двери самолета. Например, на совместной онлайн-магистратуре Нетологии и ТГУ «Управление контентом и медиапроектами» мы со студентами развиваем дизайн-мышление, чтобы лучше понимать, как медиапродукт может решать проблемы тех, кто им пользуется.

На самом деле, возможности дизайн-мышления не ограничены только бизнес-задачами. Его инструменты можно применять во всех сферах жизни: от планирования отпуска до распределения домашних дел между членами семьи; просто в таком случае вашим клиентом становитесь вы сами.

Как работает дизайн-мышление

Метод состоит из последовательных этапов, которые сначала помогают расширить угол зрения и сгенерировать идеи, а затем — сузить фокус и выбрать конкретную задумку, которую в дальнейшем необходимо будет проверять и дорабатывать. При этом для решения своих бытовых задач можно выполнять только часть из них и при необходимости возвращаться к первоначальным стадиям.

Разберемся в этапах на простом примере: поиске работы. С помощью дизайн-мышления мы попробуем оптимизировать этот процесс и минимизировать неприятные моменты в нем.

Эмпатия

Эмпатия — способность выслушать, влезть в «чужую шкуру», чтобы понять, где болит. На этом этапе нужно понять, в чем именно заключается проблема, с которой сталкивается человек.

Итак, глобальная проблема, которую мы ставим перед собой, — «Я не могу найти работу». Нам предстоит понять, почему поиск превратился в такой болезненный и неприятный процесс.

При решении бизнес-задач на этом этапе часто проводят глубинные интервью с конкретными пользователями продукта, нам же достаточно проанализировать собственные действия, которые мы предпринимаем для поиска работы, чтобы составить личную CJM (карту путешествия клиента) и прописать поэтапно все шаги: начинаю поиск работы, регистрируюсь на ресурсах, заполняю резюме по их шаблону, пробую сделать свое резюме и так далее. На каждом этапе необходимо фиксировать свои эмоции, например:

«Регистрируюсь на ресурсах с энтузиазмом и верю, что быстро найду работу»;«Создаю свое резюме немного неуверенно — не знаю, что писать»;«Размещаю резюме на HeadHunter в воодушевлении»;«Откликнулся на вакансию чуть ниже своего уровня, уж тут-то меня точно возьмут — я радуюсь: вот-вот трудоустроюсь»;«Мне приходит шаблонный отказ — я в недоумении: что их не устроило?»;«Я откликаюсь еще на три вакансии с легкой тревогой»;«Мне приходит отказ за отказом — я расстраиваюсь».

Карта должна быть эмоциональной шкалой, которая соответствует вашим определенным действиям, для удобства можно ориентироваться на шаблон Центра дизайн-мышления. На оси X мы отмечаем действия, а на оси Y — эмоции, которыми они сопровождаются.

Источник: https://dtcenter.ru/

Фокусировка

На этапе фокусировки нужно выбрать проблему и сформулировать конкретный запрос — над чем мы будем работать.

Разложив процесс CJM, вы поймете, на каком этапе появились отрицательные эмоции. Здесь задача — понять, что стало причиной этих эмоций, и сфокусироваться на тех, которые представляют собой конкретную проблему.

Например:

«Я боюсь откликаться на высокооплачиваемые вакансии, поэтому рассматриваю вакансии с более низкой зарплатой»;«Я очень остро переживаю отказы, потому что не понимаю причины».

Допустим, мы решили сфокусироваться на второй проблеме и поняли, что дело в том, что не хватает конкретики в обратной связи: письма с отказами больше похожи на стандартные отписки, а хочется услышать реальные причины.

Генерация идей

При генерации идей нужно придумать как можно больше вариантов решения проблемы.

У вас появился запрос — теперь нужно придумать, как его удовлетворить. Для этого можно воспользоваться фреймворком HMW («How might we», или, в переводе на русский язык, «Как мы можем помочь?»), с его помощью легче формулировать проблему и определять, кому мы помогаем, в чем и как.

Источник: https://dtcenter.ru/

Допустим, проблема: «Я остро переживаю отказы работодателей». Варианты ее решения:

Пересмотреть резюме и добавить несколько примеров своих работ, чтобы сложилось четкое представление о моем опыте;В ответ на отказ вежливо написать работодателю и уточнить конкретную причину;Написать на сайт с вакансиями и предложить создать фичу для удобного фидбэка от всех работодателей в виде небольшого опросника, например «недостаточный опыт» или «другая сфера экспертизы».

Важно принять за правило, что на этапе генерации все идеи имеют право на существование: от приземленных до самых безумных. Здесь работает принцип «да, и»: на этой стадии нужно соглашаться и дополнять любой замысел, а не критиковать его.

Выбор идеи

Теперь важно сфокусироваться на конкретных идеях, которые кажутся наиболее реалистичными.

Когда вы поймете, что у вас набралось достаточно вариантов, можно подключить критическое мышление и начать сокращать их пул. Вначале стоит прорабатывать наиболее жизнеспособные идеи. Например, станет ли вас слушать сайт по поиску работы? Действительно ли вам есть что добавить в резюме?

Прототипирование

На этом этапе нужно создать прототип вашего решения. Важно: прототип не должен занимать много времени на подготовку.

Например, если вы поняли, что в резюме не хватает конкретных результатов вашей работы, нужно переработать его — добавить раздел «Достижения» или «Кейсы». Или, если вам не хватает конкретики в отказах, необходимо составить письмо с просьбой объяснить их причину. Можно разработать несколько шаблонов (прототипов), чтобы в момент тестирования выявить, какой из них сработает лучше.

Тестирование

На этапе тестирования задача — проверить работоспособность нашего прототипа и собрать обратную связь.

Здесь все просто: рассылайте обновленное резюме пулу HR-специалистов и ждите их реакции. Если результат вас все еще не удовлетворяет — например, отклики просматривают без ответа, а фидбэка о причинах отказа так и не дают, — нужно вернуться к прототипу и переработать его. А возможно, придется снова обратиться к идеям и сфокусироваться на реализации другой. Главное — отбросить страхи. «Ошибайся чаще, ошибайся раньше» — один из принципов дизайн-мышления.

После того как вы прошли все пять этапов цикла, останавливаться совсем не обязательно: в вашей CJM может появиться еще одна проблема. Например, в результате первого звонка вы не прошли собеседование. Чтобы понять, как исправить эту ситуацию, нужно вернуться на первый этап и начать анализировать заново — и так до тех пор, пока вы не достигнете вашей цели.

Предположим, женщина после 50 лет занялась поиском работы. Однажды, читая отклики, она заметила, что одна серьезная компания несколько раз просматривала ее резюме, но на собеседование не пригласила. Пройдя по первым этапам дизайн-мышления, от эмпатии до генерации идей, женщина поняла, что ей могли отказать из-за возраста. Руководствуясь этой гипотезой, она решила напрямую написать письмо HR-компании и объяснила, что ее возраст не помеха. Даже наоборот, у нее есть преимущества перед более молодыми кандидатами. После этого женщину пригласили на собеседование, которое она успешно прошла.

Дизайн-мышление на все случаи жизни

Пользуясь этим методом, можно выполнить любую бытовую задачу, которая кажется нам сложной или запутанной. Если вы хотите организовать семейный праздник, вы можете сначала проанализировать прошлый опыт — выяснить у членов семьи, что было хорошо, а что не очень (здесь работает эмпатия). Если выяснится, что основной болевой точкой был, например, проезд к точке проведения мероприятия (фокусировка), можно предложить гостям приехать на такси или сделать для них особый маршрут в онлайн-картах (генерация идей). Дальше останется только отправить ссылку на маршрут и спросить, насколько приглашенным гостям понятен и удобен маршрут (прототипирование). Если же основной проблемой стали, допустим, комары, предложите решения для этой проблемы — что эффективнее, покрыть сеткой весь дом или выдать всем репелленты?

Как волонтер фонда «Подари жизнь» я на протяжении 10 лет принимаю участие во Всемирных детских играх победителей — это спортивные соревнования для ребят, переболевших онкозаболеваниями. Игры годами проходили в спортивном комплексе ЦСКА, в котором, казалось, ничего исправить нельзя, да и не особо нужно. Тем не менее мы пригласили тренера по дизайн-мышлению и прошли все этапы этого метода: поговорили с переводчиками иностранных команд, родителями и детьми, участвующими в олимпиаде, и узнали о проблемах, о существовании которых даже не догадывались. Например, мы узнали, казалось бы, об очевидной проблеме, с которой сталкиваются иностранные гости на площадке: многие из них не говорят и не читают на русском, поэтому им было трудно ориентироваться на площадке. Мы сгенерировали много элементарных, но действенных решений: от навигации с помощью стикеров с инфографикой на полу и стенах до расстановки дополнительных волонтеров, которые помогают ориентироваться в комплексе. Получилось, что абсолютно простыми действиями мы решили много проблем, которые возникали у родителей и их детей.

Как развить дизайн-мышление

Дизайн-мышление доступно каждому. Чтобы тренировать этот навык, есть множество инструментов: от курсов до самостоятельного изучения специальной литературы и упражнений, которые можно постепенно применять при решении любых проблем на вашем пути. Вот некоторые из эффективных инструментов:

Метод «5 почему» Это очень простое, но действенное упражнение. Его суть в том, чтобы с помощью вопросов и ответов на них прийти к «моменту истины». «Почему мне надо искать именно эту работу?» → «Потому что я специалист в этой области» → «Почему я специалист в этой области?» → «Я на эту профессию учился» → «Почему я учился на эту профессию?» Задавая себе одно «почему» за другим, можно разобраться в своем целеполагании. В случае с поиском работы вы можете столкнуться с тем, что вам и профессия-то эта никогда не нравилась и вы пошли учиться на нее, потому что вас заставили родители. Тогда, возможно, вы захотите пересмотреть свою карьеру и поменять специальность.Упражнение «карты разрывов» Это анализ ожиданий и действительности, чтобы найти причину разрыва между «хочу» и «имею». Нужно проанализировать, какие у вас были ожидания и что вы получили на самом деле. Допустим, вы ожидали, что у вас будет по три-четыре собеседования в месяц, а в итоге за полгода вы не получили ни одного приглашения; или надеялись, что найдете работу за месяц, а в реальности уже год выйти на работу не получается. Когда вы сравниваете ожидания и реальность, вы нащупываете разрывы, в которых и кроется причина ваших проблем — чего именно вам не хватает, чтобы достичь этих целей. Например, возможно, у вас недостаточно опыта, чтобы выйти на работу того уровня, который вы ищете? Или, может, компаниям, в которых вы хотите работать, нужны другие soft skills?Интеллект-карты (mindmap) Визуализация — тоже часть дизайн-мышления: она помогает структурировать информацию и находить взаимосвязь между ее частями. В обыденной жизни этот метод помогает решить многие задачи, посмотрев на них сверху и увидев «всю местность». Например, мне «майндмэпы» помогают при планировании путешествия — рисуя их, я вижу, что именно хочу посетить, что мне для этого нужно, с какими проблемами или препятствиями я могу столкнуться. В результате проще создать четкий план путешествия, которое принесет удовольствие, а не муки.Брифы Этот подход кажется более «бизнесовым», но он тем не менее действенный: нужно сформулировать и поставить себе конкретные цели, которых вы хотите достичь, а также описать все «материалы», которые могут пригодиться. «Брифуя» свой праздник, создавая образ результата, нужно описать задачи, которые рождаются из вашей цели. К примеру: Цель — праздник на 20 гостей (12 взрослых и 8 детей). Задача: — Собрать близких людей на даче (адрес); — Накормить всех обедом (меню); — Устроить танцы, чтобы никто не заскучал (музыка) и т. д. При этом важно выбирать ощутимые показатели результата, например: «Я хочу, чтобы пять человек из двадцати сказали мне, что праздник удался». Чтобы через некоторое время вы могли сказать себе: «Я ставил эту цель, и я ее достиг, потому что…»Специальная литература, например: — «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори» — настольная книга для тех, кто хочет освоить техники дизайн-мышления. Авторы: Мартин Томич, Кара Ригли, Мадлен Бортвик, Насим Ахмадпур, Джессика Фроули, А. Баки Кокабалли, Клаудия Нуньес-Пачеко, Карла Стракер, Лиан Лок. — «Дизайн-мышление: канвасы и упражнения» — сборник инструментов для реализации дизайн-мышления на практике. Авторы: Леврик Михаэль, Линк Патрик, Лейфер Ларри. — «Рисовый штурм» — сборник упражнений, благодаря которым можно научиться нестандартно мыслить. Автор: Майкл Микалко. — «Сила эмпатии» — о том, как научиться понимать окружающих и «включить» в себе «кнопку» эмпатии. Автор: Донни Эбенштейн.

На самом деле, многие применяют дизайн-мышление, сами того не подозревая: кто-то пишет дневники, в которых пытается проанализировать свой опыт и найти решение какой-то рабочей задачи, а кто-то рисует в тетрадке «майндмэпы», чтобы разобраться с организацией переезда. Если систематизировать свои действия с помощью этого метода, вы заметите, что сложные задачи станут решаться гораздо быстрее, и от этого выиграете и вы, и люди вокруг. Помните, главное — эмпатия. Относитесь к людям с вниманием и уважением, задавайте вопросы, и вы точно сможете сделать этот мир лучше.