Интернет-платформы для коммерции попросили исключить их из новой версии закона «О рекламе»
На круглом столе собрались несколько десятков представителей компаний, работающих на российском рынке рекламы. Это так называемые классифайд-сервисы, или интернет-платформы для коммерции. Опасения у участников рынка оказались похожи: согласно законопроекту депутата Артема Кирьянова, вместо десятков частных компаний придет единственный оператор, который возьмет на себя все функции. Игроки опасаются, что это лоббирование интересов одной конкретной компании. Таким образом, о многолетней работе по развитию бизнеса можно забыть, заявил генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый. Об этом сообщает пресс-служба компании.
«Если буквально читать закон, то после его принятия в течение 30 дней компания «Авито», аналогичная компаниям классифайд, которые занимается частными объявлениями, должна прекратить свою деятельность. Ей должен заняться единый универсальный оператор. Сам автор законопроекта признал, что он пытается регулировать проблему проактивно, ту, которой нет. Проблема того, что могут быть какие-то недобросовестные объявления — чего нет сейчас. Давайте закроем все компании и назначим единственного оператора, который непонятно кто. В этом отношении данный законопроект избыточно дублирует существующее законодательство. Для классифайд-индустрии он не нужен. С точки зрения государства, реальная угроза данного законопроекта в том, что он затрагивает фактически каждую российскую семью, и затрагивает радикальным образом. Ликвидирует законопослушную удобную индустрию, которая удовлетворяет потребности пользователей, привычные удобные сервисы, которые развивались десятилетиями, и вытолкнет пользователей в неправовое поле, в неудобные сервисы», — заявил Правдивый.
На первом чтении в Госдуме депутаты отмечали, что следует оставить возможность изгнать с рынка компании, принадлежащие собственникам из недружественных стран. Речь шла как раз об «Авито». Депутат Кирьянов отмечал, что за сервисом стоит структура из Нидерландов. В «Авито» парировали: структура относится к холдингу из дружественной ЮАР. А бизнес и так приземлен в России, все открыто — был аудит от Роскомнадзора, ФСБ — никаких претензий. Об этом приземлении на круглом столе высказался депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Алексей Ситников. Он встал на защиту законопроекта.
«Все, кто работают на рынке рекламы, должны быть приземлены в Российской Федерации, это важно, поскольку реклама может использоваться и для формирования мировоззрения, и для вмешательства во внутренние дела страны, поэтому модерация под надзором государства должна быть — это концепция закона. Поправки прорабатываются, и вместе мы, я думаю, общими усилиями выберем золотую середину, обеспечив информационную безопасность и защиту бизнеса в сфере рекламы», — заявил он.
Другие претензии к поправкам к закону «О рекламе» также обозначились на первом чтении. Кирьянов пояснил, что главная задача поправок — не допустить, чтобы в рекламе проскочила информация, угрожающая безопасности государства. Не допустить утечек личных данных.
Подобных прецедентов от классифайд-сервисов пока не было, объяснил на круглом столе ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Сегодня утечек персональной информации в классифайдах не было в России вообще. Я могу привести десятки случаев, когда некоммерческие, коммерческие компании, госорганы допускали утечку этой информации. Мне было действительно интересно, чем продиктован законопроект, какие исследования проводились? Ничего. То есть это глубокая убежденность конкретного человека, что так правильно. Если говорить конкретно об «Авито», несколько раз звучала следующая фраза: «Авито» передает наши персональные данные куда-то за рубеж». Но у «Авито» огромное инфраструктурное хозяйство в России. И больше нет нигде серверов. Они голубиной почтой туда эти данные отправляют? Каким образом это происходит?» — подчеркнул он.
Мнения за и против, высказанные на круглом столе, будут учтены при втором чтении. На внесение поправок Госдума выделила месяц.