Войти в почту

Вернутся ли рекламодатели? Каким видится будущее блогосферы в России

Из-за блокировки социальных сетей доходы российских блогеров упали на 90% с начала года. Верят ли рекламодатели в отечественные соцсети и возможно ли вернуть бюджеты на прежний уровень, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал автор подкаста «Маркетинг и реальность» Александр Дяченко.

Вернутся ли рекламодатели? Каким видится будущее блогосферы в России
© Слово и Дело

Доходы российских блогеров упали на 90% с начала года из-за блокировок социальных сетей и других ограничений. Падение доходов в первую очередь связано с блокировкой Instagram и Facebook (запрещены в России, принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), с отключением монетизации на YouTube, запретом на загрузку любого российского контента в TikTok, а также с уходом части крупных западных рекламодателей. Instagram и YouTube-блогеры потеряли до 90% своего дохода. У блогеров-миллионников монетизация от основных иностранных платформ составляла до 70% дохода.

Автор подкаста «Маркетинг и реальность» Александр Дяченко в комментарии для «Слово и Дело»

отметил, что российская социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджер Telegram стали наиболее популярными у российских пользователей и блогеров. Соответственно, все нынешние рекламные потоки направляются именно в них. Помимо этого, по словам эксперта, в качестве рекламной платформы активно развиваются подкасты. Однако говорить о перспективе возвращения к прежним объемам пока не приходится. «Если многим брендам запрещено работать в "Нельзяграмме" и его ответвлениях, то, соответственно, остается "ВКонтакте" и Telegram. Рождается сейчас соцсеть Tenchat, которая еще в принципе без рекламы, но туда присматриваются. О том, что рекламу можно делать в "Одноклассниках", многие бренды забыли. По сути, используются только две социальные сети. Помимо этого, набирают популярность подкасты как рекламная платформа, причем набирают очень быстро и обширно», — рассказал эксперт. По словам Александра Дяченко, бренды очень осторожно пытаются возвращаться в рекламные взаимоотношения с блогерами. При этом о прежних объемах речи пока не идет — рекламодатели возвращаются, но с меньшими бюджетами. «У меня в подкасте мы разговаривали с одним крупным агентством, которое занимается рекламой в сфере Influence marketing. Они тоже рассказывали, что у них сейчас пропали многие рекламодатели. То тут, то там ходят слухи о том, что рекламодатели возвращаются. Можно сказать, что живут, но пока все работает процентов на 25 от прошлых оборотов», — рассказал эксперт. Рынок социальных сетей в целом подвергся значительным изменениям. С уходом западных сетей российские компании стараются создавать и развивать собственные. В большинстве своем российские соцсети сейчас существуют за счет инвесторов, и частный бизнес пока с неохотой вкладывает туда свои деньги. Не особо перспективными кажутся и форматы вертикальных видео. Другие социальные сети не могут перенять успех TikTok, хотя активно пытаются это делать. По словам эксперта, сегодня формат вертикальных видео — не самый жизнеспособный. «Из вертикальных форматов набирают обороты Shorts — это ютубовский формат продвижения. Reels все так же используют в "Нельзяграмме". VK-клипы пока набирают обороты только с развлекательным контентом, но есть информация, что планируют пересмотреть алгоритмы. По вертикальному формату пока нет какой-то радужной картины», — отметил Александр Дяченко. Работа блогеров тоже изменилась. Теперь они стараются напрямую выходить на рекламодателей с предложением интеграций, хотя раньше практически всегда пользовались услугами специализированных агентств.