Войти в почту

Быстрее в 360 раз: как автоматизировать остановку и запуск контекстной рекламы

Привет! Я Владимир Малюгин, основатель агентства performance-маркетинга Digital Geeks Мы фанатеем от автоматизации и роботизации, и сегодня я хочу рассказать вам об одном полезном проекте.

Быстрее в 360 раз: как автоматизировать остановку и запуск контекстной рекламы
© Sostav.ru

Мы создали алгоритм, который проверяет товарные остатки в двенадцати интернет-магазинах. Робот сам останавливает рекламу, если продукт закончился, и запускает, если он появился в продаже. Автоматизация ускорила процесс в 360 раз: с 2-3 дней до 10 минут. Рассказываем, как это работает и какие выгоды несет для клиента и агентства.

Какую проблему решали?Когда компания продает сотни товаров в нескольких сторонних интернет-магазинах и использует контекстную рекламу, она может терять деньги из-за низкой эффективности ручных процессов и влияния человеческого фактора. К примеру, если товар закончился, а реклама на его страницу идет, бизнес терпит убытки. А теперь представьте, что таких товаров десятки.

Такое случается потому, что интернет-магазины иногда присылают информацию об остатках продукции с задержкой на неделю и больше. При этом контекстолог физически не успеет вручную проверить сотни страниц — для выполнения этой задачи можно нанимать отдельного сотрудника. Но зачем, если есть более простое и выгодное решение — автоматизация.

Как её внедрить, расскажем на примере нашего проекта для Panasonic.

Плюсы автоматизацииPanasonic реализует товары на двенадцати онлайн-площадках. Это DNS, «Ситилинк», RBT.ru, «Технопарк», казахстанский Technodom.kz, «Хитек«, Solinger, StaiNo,официальный интернет-магазин бренда Panasonic Eplaza, маркетплейсы Wildberries, Ozon и Beru (сейчас — «Яндекс.Маркет»).

Чтобы поддержать продажи, компания решила начать закупки контекстной и таргетированной рекламы страниц своих продуктов на сайтах и включила эту работу в тендер на Performance-маркетинг. Участвуя в конкурсе, мы предложили автоматизировать проверку наличия товаров. Это помогло бы решить сразу три задачи:

Во-первых, оперативно получая информацию о том, что товар закончился, можно экономить деньги клиента, вовремя отключая размещение.Во-вторых, вместо того, чтобы отслеживать ситуацию вручную, наши контекстологи могут заниматься более сложными задачами — например, оптимизацией рекламных кампаний для повышения их эффективности.В-третьих, это решение избавляет от рутины сотрудников Panasonic. Ежедневно получая информацию о наличии продукции во всех интернет-магазинах, они могут оперативно пополнять запасы. Это позволяет компании больше продавать, а значит больше зарабатывать.Что мы сделали?Мы выиграли тендер и создали систему, которая автоматически собирает информацию о наличии или отсутствии продукции Panasonic на всех интернет-площадках. Если товар закончился, робот останавливает его рекламу в «Яндекс.Директе» и Google Ads. Если же позиция появилась в продаже, система вновь запускает продвижение без участия человека.

Кроме того, алгоритм отправляет уведомления сотрудникам. Менеджерам Panasonic он советует пополнить запасы продукции в определенном магазине, а нашим специалистам сообщает о том, что реклама по отсутствующим товарам отключена.

Как работает система?Мы написали два скрипта. Один из них автоматически получает данные о наличии товаров на маркетплейсах и заносит их в файл в «Google Таблицах». Второй скрипт на основе этой информации включает или отключает рекламу, ведущую на конкретную страницу.

Расскажем более подробно. Робот автоматически открывает документ, проходит по каждой ссылке и проверяет наличие товара. Для этого мы составили список URL-адресов нужных страниц интернет-магазинов. Также можно собирать информацию с XML-файлов, выгруженных со всех сайтов. Однако товарных позиций было немного, до 200 штук на каждой площадке, поэтому мы выбрали первый вариант.

Алгоритм определяет статус продукта по двум показателям: цене и надписи на кнопке. Так, если на странице есть стоимость и кнопка «Добавить в корзину», система считает, что товар есть в продаже. Если же цены нет, но есть кнопка «Сообщить о поступлении», то позиция закончилась. Из-за разницы в дизайне сайтов мы дорабатывали основной скрипт под каждую площадку. Программа формирует две колонки с результатами прошлого и текущего дня.

После этого в игру вступает второй алгоритм. Он сравнивает две колонки и определяет изменение статуса каждого товара. Если алгоритм «видит», что продукт появился на площадке, он запускает рекламное объявление — и наоборот.

Чтобы оперативно узнавать результаты проверок, мы интегрировали решение с платформой для автоматизации Make (бывший Integromat). После парсинга мы получаем короткое сообщение о количестве изменений в Telegram и письмо с более детальной информацией на электронную почту. Такие же данные получают сотрудники Panasonic.

Какие были сложности?У большинства интернет-магазинов есть защита от роботов. Чтобы выдать наш алгоритм за реального пользователя, мы научили его действовать по-человечески: запускать браузер, открывать панель веб-разработчика, использовать cookies и так далее.

Вторая сложность связана с частыми изменениями верстки сайта eplaza.panasonic.ru. Чтобы избежать ошибок, мы добавили в скрипт еще одно условие. Если робот не находит ни цену, ни одну из кнопок, он просит нас проверить наличие товара вручную. На всякий случай система автоматически отключает рекламу таких продуктов.

Что еще можно доработать?Система полностью решает свою задачу, но нет предела совершенству. Сейчас алгоритм парсит все данные, а потом уже сохраняет их. Поэтому при любой проблеме — например, зависании страницы — он начинает все заново и тратит дополнительное время. Если робот будет сохранять данные последовательно, пропуская проблемный URL, такой ситуации не будет. Также можно добавить многопоточность, чтобы система работала быстрее.

Почему не использовали готовый софт?Мы изучили разные сервисы, но не нашли ни одного, который работал бы со всеми нужными площадками. Как правило, готовые решения предоставляют доступ лишь к популярным маркетплейсам, таким как Ozon и Wildberries.

Была и другая причина создать собственный алгоритм. Нам нужно было делегировать роботу не только проверку наличия товаров, но и включение/выключение рекламы в Google Ads и «Яндекс.Директе». А такого пока не умеет ни одна готовая программа.

Какие результаты получили?Робот действует несравнимо быстрее человека. У сотрудника проверка наличия товаров, а затем остановка или запуск рекламы занимали бы 2-3 дня. То есть для этой работы нужно было бы брать в штат отдельного специалиста. Робот же делает все примерно за 10 минут.

Использование таких алгоритмов во всех проектах позволит сотрудникам агентства заменить рутинные задачи на более сложные.

Для компании Panasonic автоматизация процесса стала гарантией того, что бюджет расходуется рационально. При этом выбор кастомного решения вместо готового софта экономит около 150 тыс. рублей в месяц. А еще наш партнер ежедневно получает информацию о наличии продукции на всех площадках и оперативно пополняет товарные запасы — это помогает компании продавать больше.

Над проектом работали:

Вихров Вадим – Head of Digital Marketing & Content section (Digital Innovations department) PanasonicМалюгин Владимир – СЕО Digital GeeksЗакревский Игорь – Head of Automatization Digital Geeks

Если вам нужно больше лайфхаков о продвижении в cети, подписывайтесь на наш телеграм-канал Digital Geeks. Его цель — облегчить жизнь директорам и менеджерам по Digital-маркетингу, а также предпринимателям, которые ищут клиентов в Интернете. Из постов вы узнаете, например, о том, как построить эффективную систему управления SЕО, не погружаясь в технические детали, как автоматизировать процессы по продвижению и помочь сотрудникам работать быстрее.