В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Основным инструментом для цифрового мошенничества остается сотовый телефон

Возникает вопрос: а есть ли у пользователей реальные возможности избежать обмана? Например, в уверены, что доля россиян, способных к самозащите, сегодня не превышает 0,2 процента.

Основным инструментом для цифрового мошенничества остается сотовый телефон
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Основным инструментом мошенников по-прежнему является телефон - на звонки с подменой номера приходится 80 процентов случаев обмана. Помимо телефона, преступникам активно помогают знания основ социальной инженерии и способность убедить жертву самостоятельно перевести средства злоумышленникам.

Видео дня

- Современные компании используют мощные средства защиты, взломать которые сложно, и самым уязвимым звеном в системе защиты становится сам человек - сотрудник компании или пользователь, - предупреждает , управляющий партнер DIS Group.

Приемы у мошенников простые - это информация об отключении российских банков от международной платежной системы, слухи о полной блокировке банковских операций и запрете на снятие наличных. Нередки предложения услуг по открытию карт в иностранных банках, быстрому снятию наличных, валютному обмену "по выгодному курсу", перечисляет , руководитель дирекции информационной безопасности . Кроме того, согласно опросу , четверть пользователей получала вредоносные электронные письма на темы, связанные с COVID-19. Относительно новыми приемами, появившимися в последние месяцы, стали предложения о компенсации или выплате материальной помощи, о вознаграждении за опрос, об оформлении карты "Мир", подарках и бонусах от компаний, добавляет финансовый эксперт Александр Патешман.

Четверть пользователей получала вредоносные электронные письма на темы, связанные с COVID-19

Здесь важно отметить: перечисление известных приемов мошенников не защитит от обмана - преступники изобретательны, и каждый день появляются новые способы манипуляции. Например, в отмечают, что каждый седьмой способ теперь носит гибридный характер и использует все возможные средства воздействия на жертву.

Самый простой способ борьбы с назойливыми звонками с неизвестных номеров - отключиться и перезвонить в банк по официальному номеру, указанному на банковской карте или сайте кредитной организации, советует Анастасия Громакова, гендиректор компании "Эгро-Трейд". И, конечно, не стоит никому сообщать данные карты или код из SMS. Определить же номер оппонента можно с помощью специального мобильного приложения.

Аналогичное поведение рекомендуют эксперты и в отношении сообщений от незнакомых абонентов. В этом случае можно провести поиск по номеру телефона отправителя, возможно, на него уже есть жалобы в Сети.

Сложнее понять подвох при общении в соцсетях. По последним данным, активность мошенников там выросла в три раза, причем в основном она направлена на людей в возрасте 18-22 лет - более легкую "добычу", чем опытные пользователи. Расчет преступников прост - они делают ставку на самонадеянность молодых, уверенных в том, что их никто никогда не проведет.

- Главный совет - не верить ничему, что пишут в интернете, даже если сообщения приходят со знакомых аккаунтов. Они ведь могут быть взломаны, - предупреждает , руководитель отдела продвижения продуктов компании "Код Безопасности".

Другая распространенная угроза - фишинг, то есть получение конфиденциальных данных с помощью поддельных сайтов. Чтобы избежать этого, пользователи должны проверять доменное имя и вводить свои данные только на официальных сайтах. Помогают бороться с фишингом специальные сервисы и приложения - любые антивирусные программы или встроенные в браузер системы защиты (например, Protect от ), поясняет , член комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Отличить подделку иногда бывает очень сложно - нередко мошенники в контактах сайта указывают телефоны и адреса оригинальной компании, при этом оставляя название и ИНН компании мошенника, напоминает Татьяна Сустина, руководитель комиссии по правовому просвещению Федерального союза адвокатов России.

Есть еще несколько общих правил, исполнение которых является обязательным для каждого пользователя Сети. Так, онлайн-шопоголикам просто необходимо иметь отдельную карту для покупок с ограниченным объемом средств на ней. Использование незащищенных Wi-Fi сетей в публичных местах, использование неофициальных банковских приложений и простых паролей в сетях, пренебрежение антивирусами, хранение фотографий банковских карт на телефонах, а также использование неизвестных флешек на личном компьютере - все это легкие способы приобрести серьезные финансовые проблемы, уверен Григорий Ковшов, эксперт по информационной безопасности компании "Газинформсервис".

Важно вообще минимизировать личные данные, которые вы оставляете в Сети, напоминают эксперты. Ведь кибератака - вмешательство в информационную систему компании - всегда начинается со сбора данных о жертве. А чем физическое лицо в данном случае отличается от юридического? Только своей неподготовленностью. Поэтому главная рекомендация для тех, кто хочет сохранить свои средства, звучит очень просто.

- Совет для всех: постоянно учитесь. Финансовая грамотность - один из базовых навыков, необходимых в наше время. Пройдите обучающие курсы, почитайте специальную литературу или статьи в интернете. Тогда мошенникам будет гораздо сложнее вас обмануть, - резюмирует Александр Тарасов.

Справка

В 2021 году был совершен один миллион операций без согласия клиента на сумму 13,6 миллиарда рублей. Рост составил 38 процентов. При этом доля возвращенных средств составила всего семь процентов, говорится в отчете .

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Калмацкий