Основным инструментом для цифрового мошенничества остается сотовый телефон

Возникает вопрос: а есть ли у пользователей реальные возможности избежать обмана? Например, в Visa уверены, что доля россиян, способных к самозащите, сегодня не превышает 0,2 процента.

Основным инструментом для цифрового мошенничества остается сотовый телефон
© Российская Газета

Основным инструментом мошенников по-прежнему является телефон - на звонки с подменой номера приходится 80 процентов случаев обмана. Помимо телефона, преступникам активно помогают знания основ социальной инженерии и способность убедить жертву самостоятельно перевести средства злоумышленникам.

- Современные компании используют мощные средства защиты, взломать которые сложно, и самым уязвимым звеном в системе защиты становится сам человек - сотрудник компании или пользователь, - предупреждает Александр Тарасов, управляющий партнер DIS Group.

Приемы у мошенников простые - это информация об отключении российских банков от международной платежной системы, слухи о полной блокировке банковских операций и запрете на снятие наличных. Нередки предложения услуг по открытию карт в иностранных банках, быстрому снятию наличных, валютному обмену "по выгодному курсу", перечисляет Иван Шубин, руководитель дирекции информационной безопасности РГС Банка. Кроме того, согласно опросу компании "Лаборатория Касперского", четверть пользователей получала вредоносные электронные письма на темы, связанные с COVID-19. Относительно новыми приемами, появившимися в последние месяцы, стали предложения о компенсации или выплате материальной помощи, о вознаграждении за опрос, об оформлении карты "Мир", подарках и бонусах от компаний, добавляет финансовый эксперт Александр Патешман.

Четверть пользователей получала вредоносные электронные письма на темы, связанные с COVID-19

Здесь важно отметить: перечисление известных приемов мошенников не защитит от обмана - преступники изобретательны, и каждый день появляются новые способы манипуляции. Например, в ВТБ отмечают, что каждый седьмой способ теперь носит гибридный характер и использует все возможные средства воздействия на жертву.

Самый простой способ борьбы с назойливыми звонками с неизвестных номеров - отключиться и перезвонить в банк по официальному номеру, указанному на банковской карте или сайте кредитной организации, советует Анастасия Громакова, гендиректор компании "Эгро-Трейд". И, конечно, не стоит никому сообщать данные карты или код из SMS. Определить же номер оппонента можно с помощью специального мобильного приложения.

Аналогичное поведение рекомендуют эксперты и в отношении сообщений от незнакомых абонентов. В этом случае можно провести поиск по номеру телефона отправителя, возможно, на него уже есть жалобы в Сети.

Сложнее понять подвох при общении в соцсетях. По последним данным, активность мошенников там выросла в три раза, причем в основном она направлена на людей в возрасте 18-22 лет - более легкую "добычу", чем опытные пользователи. Расчет преступников прост - они делают ставку на самонадеянность молодых, уверенных в том, что их никто никогда не проведет.

- Главный совет - не верить ничему, что пишут в интернете, даже если сообщения приходят со знакомых аккаунтов. Они ведь могут быть взломаны, - предупреждает Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов компании "Код Безопасности".

Другая распространенная угроза - фишинг, то есть получение конфиденциальных данных с помощью поддельных сайтов. Чтобы избежать этого, пользователи должны проверять доменное имя и вводить свои данные только на официальных сайтах. Помогают бороться с фишингом специальные сервисы и приложения - любые антивирусные программы или встроенные в браузер системы защиты (например, Protect от "Яндекса"), поясняет Сергей Гребенников, член комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Отличить подделку иногда бывает очень сложно - нередко мошенники в контактах сайта указывают телефоны и адреса оригинальной компании, при этом оставляя название и ИНН компании мошенника, напоминает Татьяна Сустина, руководитель комиссии по правовому просвещению Федерального союза адвокатов России.

Есть еще несколько общих правил, исполнение которых является обязательным для каждого пользователя Сети. Так, онлайн-шопоголикам просто необходимо иметь отдельную карту для покупок с ограниченным объемом средств на ней. Использование незащищенных Wi-Fi сетей в публичных местах, использование неофициальных банковских приложений и простых паролей в сетях, пренебрежение антивирусами, хранение фотографий банковских карт на телефонах, а также использование неизвестных флешек на личном компьютере - все это легкие способы приобрести серьезные финансовые проблемы, уверен Григорий Ковшов, эксперт по информационной безопасности компании "Газинформсервис".

Важно вообще минимизировать личные данные, которые вы оставляете в Сети, напоминают эксперты. Ведь кибератака - вмешательство в информационную систему компании - всегда начинается со сбора данных о жертве. А чем физическое лицо в данном случае отличается от юридического? Только своей неподготовленностью. Поэтому главная рекомендация для тех, кто хочет сохранить свои средства, звучит очень просто.

- Совет для всех: постоянно учитесь. Финансовая грамотность - один из базовых навыков, необходимых в наше время. Пройдите обучающие курсы, почитайте специальную литературу или статьи в интернете. Тогда мошенникам будет гораздо сложнее вас обмануть, - резюмирует Александр Тарасов.

Справка

В 2021 году был совершен один миллион операций без согласия клиента на сумму 13,6 миллиарда рублей. Рост составил 38 процентов. При этом доля возвращенных средств составила всего семь процентов, говорится в отчете Банка России.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Калмацкий