Войти в почту

Как новые реалии влияют на цифровизацию: мнения IT-экспертов

Ретейл и малый бизнес Интернет-магазины и доставка товаров в пункты выдачи максимально близко к покупателям или вовсе до квартиры за несколько лет кардинально изменили ретейл. Удобство дистанционных покупок в совокупности с коронавирусными ограничениями в прошлом году увеличили долю онлайн-торговли на треть от уровня 2021 года. Продавцами товаров и услуг стали блогеры и инфлюенсеры, торговой площадкой – соцсети, избавляющие от расходов на помещения магазинов. Однако счастье длилось недолго. Instagram* и Facebook* объявили экстремистскими и внесли в реестр запрещенных сайтов, TikTok заблокировал свой российский сегмент, оказался на грани блокировки YouTube, на время рухнул RuTube, вводят ограничения магазины мобильных приложений Store и Play. «Внезапно пришло понимание, что средства производства надо контролировать, какими бы они ни были, пусть даже виртуальными,– говорит основатель компании по продвижению бизнеса в интернете «ДатаКит» Алексей Гаранин. – Наших клиентов лишили большей части рекламных площадок, перечень ныне недоступных зарубежных маркетинговых и бизнес-инструментов превысил пятьсот позиций. В новых условиях бизнес требует гарантий эффективного продвижения продуктов в Сети и сам возвращается на круг назад – к переносу хостинга и почтовых серверов на российские площадки, созданию или модернизации собственных веб-сервисов и сайтов». Промышленность и финансы Промышленные предприятия и банки давно начали цифровую трансформацию, активнее процесс шел в финансовых учреждениях. Банки первыми обращали внимание на новые серверные технологии и цифровые продукты на основе тонкого клиента. Сейчас промпредприятия в скорости трансформации начинают догонять банки в силу возросшей заинтересованности. «Если банки видели в цифровых технологиях базу для дистанционной работы и усиление безопасности, то бизнес сейчас усматривает возможность сэкономить на фоне роста цен и решить проблемы дефицита компьютерной техники. Это возможно благодаря технологиям «инфраструктура как сервис». Вместо приобретения дорогого оборудования, которого еще и не стало на рынке, бизнес просто арендует необходимые вычислительные ресурсы в дата-центрах и использует их в режиме удаленного доступа», – говорит советник по кибербезопасности . Текущая нехватка и дороговизна ресурсов и мощностей, востребованность которых увеличилась после принятия пакета законов Яровой, стимулирует бизнес переходить от экстенсивного к интенсивному развитию. Альтернативой массовой закупке серверов становятся цифровые сейфы, эгоистичные гибридные облака, тонкий клиент, мини-компьютеры или устройства типа Virtubox, рассказал гендиректор компании «Сайт Холдер» Виталий Владыкин. По его словам, для бизнеса на первом плане стоит снижение издержек и гибкость. Отсюда – запрос на масштабируемость цифровых технологий и возможность регулировки затрат. Образование Цифровизацию в образовании подстегнула пандемия, когда школы массово переходили на дистанционные форматы обучения. О его плюсах и минусах можно спорить бесконечно, но реальность такова: смешанное образование закрепилось от средней школы до вузов. Дистанционку теперь готовы вводить не только при пандемии COVID-19, но и во время локального превышения эпидемиологического порога ОРВИ. Но мало создать электронный дневник для учеников и родителей, надо иметь гарантии обеспеченности средствами связи детей из малообеспеченных семей и живущих в удаленных территориях. «Образовательная отрасль сама по себе не склонна к быстрым переменам, поэтому она имеет возможность выбирать решения, апробированные ранее, – отметил Владыкин. – Впрочем, процесс освоения новых компетенций специалистами из образования уже идет. Все чаще мы слышим от них не слово «компьютер», а термин «устройство доступа». Среди проблем, с которыми столкнется дистанционная система образования в процессе цифровизации, эксперты выделяют различный уровень доходов семей учеников и, как следствие, разную степень обеспеченности не только компьютерной техникой, но и доступом к высококвалифицированным учителям. Решением проблемы может стать организация аренды оборудования для предоставления школьникам и доступ к централизованному школьному порталу с избыточной образовательной средой. О преимуществе централизованных решений в образовании говорит руководитель интернет-платформы MakeTestАлександр Иванов: «Важнейшие условия успешного обучения – системность процесса и мотивированность учащегося. Мы стремимся эволюционировать от простой библиотеки цифрового контента к системам, умеющим строить для конкретного ученика собственную образовательную траекторию как с участием, так и совсем без участия учителя. Впоследствии онлайн-платформы совершенно точно составят серьезную конкуренцию среднему учителю, не говоря уже о слабом. Что касается мотивации – рассчитываем на рост ценности знаний в ответ на изменения в экономике и на рынке труда». Госуслуги и медицина Повышение доступности цифровых сервисов было одним из федеральных приоритетов. В период коронавирусных ограничений стал одним из лучших регионов страны в переходе на дистанционный режим предоставления государственных услуг, хорошо зарекомендовали себя элементы телемедицины. Так, по защищенным каналам связи к Единой информационной системе здравоохранения подключены все 92 краевых, 68 частных и четыре федеральных медорганизаций, все 71 организация регионального Минсоцразвития и 25 школ. В течение года более 550 тысяч жителей воспользовались на портале Госуслуги сервисами сферы здравоохранения. Этот показатель превысил плановый в два с лишним раза. За год пациентам организовали более 440 тысяч телемедицинских консультаций, в том числе с участием экспертов федеральных центров. Важным шагом в цифровой трансформации госуслуг должно стать повышение качества связи и доступности интернета в небольших населенных пунктах, считает генеральный директор оператора связи «Интернет Плюс» : «В крае реализуются федеральные программы по организации каналов связи в малые населенные пункты. Помимо программы по устранению цифрового неравенства, в прошлом году закончилась реализация программы по подключению социально значимых объектов, участие в которой позволило расширить территорию оказания услуг связи». По словам Носкова, основным направлением стало подключение к Сети именно домохозяйств от на севере до Чайковского на юге, чтобы местные жители могли не выходя из дома осуществлять электронные платежи, находить и заказывать товары и услуги, переучиваться на востребованные специальности, удаленно работать. Одним словом – повышать качество и безопасность своей жизни.«В этом году нам пришлось пересмотреть планы развития, тем не менее мы продолжаем заходить в новые деревни и села, обеспечивая жителей скоростным доступом к интернету», – уточнил эксперт. В целом участники отрасли согласны с тем, что процессы цифровизации продолжатся в заданных направлениях. Негативные моменты не скажутся на векторе развития, хотя могут скорректировать скорость разработки и внедрения новых технологий. Предотвращение потерь времени на цифровую трансформацию станет одним из ключевых факторов обеспечения эффективности экономики и социального сектора страны. Фото: ФедералПресс / * признан экстремистской организацией, деятельность в России запрещена; внесен в реестр запрещенных сайтов

Как новые реалии влияют на цифровизацию: мнения IT-экспертов
© РИА "ФедералПресс"