Моргенштерна внесли в иноагенты за политическую деятельность и сотрудничество с Yoola Labs

Известный рэпер Алишер Валеев (Моргенштерн) включен Минюстом в реестр физлиц-иноагентов. Он стал пятым человеком в этом списке. В прошлом году, по данным Forbes, доход Моргенштерна достиг почти 7,5 млн долларов, что позволило ему стать одним из самых богатых артистов в России.

Моргенштерна внесли в иноагенты за политическую деятельность и сотрудничество с Yoola Labs
© BFM.RU

На сайте Минюста указано, что Моргенштерн осуществлял политическую деятельность и получал финансирование от израильской компании Yoola Labs.

Yoola — это международная медиасеть, которую создали россияне Михаил и Александр Шапошниковы, латыш Илан Трояновский и украинец Артем Геллер. Штаб-квартира находится в Израиле.

Компания работает прежде всего с YouTube-блогерами и предлагает им партнерскую программу. За процент от доходов, который может составлять от 10% до 25% в зависимости от аудитории канала (чем больше канал, тем меньше процент), блогер получает помощь в монетизации, продвижении и развитии канала, юридическую поддержку на случай блокировки или других проблем, а также рекламные контракты и предложения о съемках. Кроме того, Yoola предлагает блогерам помощь с выводом средств с платформы YouTube, а также краткосрочные кредиты на время, пока средства выводятся. Проект начал работу в 2011 году как бьюти-блог, а в данный момент работает более чем с пятью тысячами российских блогеров. Среди них Юрий Дудь (признан СМИ-иноагентом), Поззи, Utopia Show, Саша Спилберг, Maryana Ro, SlivkiShow, Marmok, Morgenstern, Like Nastya Vlog, а также 320 каналов-миллионников.

Партнерские программы для блогеров, такие как Yoola, — это просто финансовый инструмент, говорит основатель агентства Wildjam Ярослав Андреев:

Ярослав Андреев основатель агентства Wildjam «Yoola — это просто партнерская сеть, она помогает выводить деньги из YouTube, которые блогер заработал с просмотров, ему на счет, то есть это просто прослойка, как банк между клиентом и покупателем, соответственно, это никакое не финансирование чего-либо, это просто контора, которая помогает выводить деньги от Google, все просто, а деньги зарабатываются с просмотров в YouTube. Посмотрели клип 10 млн человек, там покрутилась реклама, с этой рекламы, в основном российской рекламы, совершенно все блогеры в YouTube, вообще все, даже государственные телеканалы, ребята, которые занимают любую повестку политическую или вообще не занимаются политикой, получают монетизацию от YouTube. Соответственно, если кого-то за такое признали иноагентом, то иноагентом должны признать, по сути, всех YouTube-блогеров, вообще всех, потому что все получают деньги от YouTube, от рекламы с YouTube. Деньги не так просто получать с Google, не все хотят запариваться с бумажками, юридическими вопросами, авторскими правами и так далее, и вот есть партнерские сети, которые помогают в этом за небольшую комиссию».

В связи с военной спецоперацией России на Украине YouTube отключил монетизацию для всех российских YouTube-каналов, что очень негативно сказалось на доходах блогеров.

Партнерская программа — просто удобный инструмент, говорит видеоблогер Максим Брандт. Он работает с одним из конкурентов компании Yoola:

— В теории, конечно, да, любого блогера, работающего на площадке YouTube, можно включить в этот список, так как партнерские сети в основном так или иначе связаны с международными компаниями. Можно признать иноагентом и человека, который работает без партнерской сети, потому что, если ты работаешь без этой сети, ты напрямую из Google получаешь, по сути, финансирование. Поэтому тут на самом деле дело не в Yoola, не в других компаниях, не в YouTube, а в желании работать с этим блогером на таком уровне. Все партнерские сети чаще всего на всякий случай есть для безопасности блогера, то есть напрямую можно работать, но, соответственно, при возникновении каких-либо проблем с загрузкой роликов, с авторскими правами, еще с чем-то ты напрямую должен общаться с Google. А если у тебя партнерская программа есть, ты уже опишешь им запросы и они сами общаются с материнской компанией.

— Если мы говорим о том, что это становится трендом, вы на своем месте какие меры будете принимать, чтобы вас не признали иноагентом?

— А тут, честно сказать, никаких мер быть не может. Если захотят сделать иноагентом, они найдут за что, потому что в принципе, если блогер получает деньги от иностранных компаний, коей является Google, или через посредника, в любом случае можно это дело все притянуть.

Кроме Yoola российские YouTube-блогеры работают и с другими партнерскими компаниями. Например, GTRussia, Letson, QuizGroup и другими. Однако они далеко не так популярны, как Yoola: компания занимает примерно 80% рынка.