Как курянам в XIX веке в стихах рекламировали моржа
В XIX – XX веках жизнь была намного размереннее, информационное пространство – чище. Публика тогда ещё доверяла печатному слову, но всё равно временами сталкивалась с лукавыми объявлениями или даже обманом на страницах газет. Реклама, иногда прямолинейная, а иногда изощрённая, продавала курянам прорицателей, «настоящее серебро из Британии» и шустовский коньяк. Как же выглядели объявления в курских газетах 130 лет назад? 14 блудных лошадей Первые рекламно-справочные отделы появились в «Курских губернских ведомостях» (1838 – 1917 г.). Губернские ведомости были официальным изданием и тщательно следили за публикуемой коммерческой информацией. Поэтому преобладали деловые объявления. Вот как выглядело содержание отделов официальной части №5 за 1846 год. Отдел первый: о подряде; об отдаче на оброчное содержание; о пойманных бродягах; об уворованном указе; о подкинутом младенце; об утонувшем человеке; о женщине неизвестного звания. Отдел второй. I. Постановления правительства. II. Постановления и предписания губернского начальства; а) определены на службу; б) уволены от службы. III. Объявления и извещения: о продаже имений; о совершённых крепостных актах; об утерянных документах. Несмотря на то, что содержащаяся в них информация шла под грифом официальной, фактически эти объявления носили частный характер. Потом появляются тематические подборки: в отделах «Объявления и извещения», «Выкупные акты», «Вызов наследников», «Об утере документов». В одном случае газета даёт 14 объявлений о розыске владельцев «приблудившихся лошадей». В подшивке «КГВ» за 1850 год (доступной для просмотра) впервые встретились объявления, которые печатались в неофициальной части. №50 давал редакционное сообщение о том, что «частные объявления, писанные на простой бумаге, следует присылать в губернское правление, с приложением за троекратное припечатание 1 руб. 50 копеек серебром». Знакомые приёмы Спустя десятилетия потребность в обороте деловой информации увеличилась. Возникает издание, в котором рекламно-справочные материалы должны были составлять основу содержания. Это был «Курский листок объявлений» (1879 – 1906) – «газета общественной жизни, политики, литературы, промышленности и торговли». Начинала газета трудно, ей не хватало ни рекламодателей, ни сотрудников для подготовки информационных и некоммерческих материалов. Листок разрешено было выпускать трижды в неделю, но в первый год он выходит как еженедельник. Очень часто он не добирал объёма. Сначала часть второй полосы оставалась пустующей. В первые годы культурная роль газеты сводилась к тому, что она вносила некоторое разнообразие в местную периодику, смягчая информационную монополию «Курских губернских ведомостей». Страницы газеты заполнялись примитивно свёрстанными объявлениями, среди которых преобладали сообщения о предложении услуг и продажах. Постепенно усложнялась вёрстка, многообразными становились формы рекламы. В некоторых текстах можно найти широкое наслоение манипулятивных приёмов. Газета очень быстро осваивала тонкости психологического восприятия местного потребителя. СЛУШАЙТЕ, СМОТРИТЕ И ИЗУМЛЯЙТЕСЬ! По поводу недавней несостоятельности одной из больших фабрик изделий серебра Британия получены от неё товары из серебра «Британия», снабжённые также фабричным клеймом «настоящая Британия» продаются по всякой цене, лучше говоря, ДАРОМ Отдаются. При высылке 7 руб. посылаются каждому следующие предметы за четверть их стоимости: 6 превосходных столовых ножей. 6 прекрасных вилок. 6 прекрасных массивных столовых ложек. 6 лучшего сорта кофейных ложек. 2 эффектных столовых подсвечника Всего 50 предметов, стоящих прежде 70 рублей, а теперь только 7. Пошлина и другие издержки при экспедиции очень малы и составят, по всей вероятности, не более 1 рубля. 375 тысяч объявлений На рубеже XIX – XX веков появляется ещё один «Курский листок объявлений». Первый номер вышел 12 сентября 1899 года. Его можно считать прообразом современных рекламных изданий. Правда, сто лет назад прародительница газет бесплатных объявлений сильно проигрывала современным «коллегам» по объёму. Она выходила на четырёх полосах, в то время как сегодня подобные издания могут набирать по 100 с лишним страниц. (Товары для пивоваров, пожарные насосы и катки для белья – широкий ассортимент из Риги в «Курском листке объявлений». Фото old-kursk.ru) Интересна история названия. В нашем городе уже была одноимённая газета. Первый «Курский листок объявлений» в 1882 году был переименован просто в «Курский листок». Через 20 лет братья Ванины, владельцы одной из курских типографий, воспользовались чужим названием. Второй «Курский листок объявлений» выходил в формате таблоида. Это единственная местная газета с объявленным тиражом – 2500 экземпляров. Из них 1000 экземпляров рассылались бесплатно по курским учреждениям, включая вокзал, торгово-промышленным точки соседних губерний. Призывая курян давать объявления и подписываться на газету, издатель с гордостью сообщал, что всякое объявление будет опубликовано в 375000 экземплярах (т.е. в 150 номерах за год). Наступательная самореклама была необходима изданиям такого типа. Но неумение работать с текстом стало характерной чертой газеты. В ней было мало оригинальной рекламы, в которой бы чувствовался хороший слог, яркой выразительности. Также не хватало рекламных иллюстраций. Стоит отметить, что изредка всё-таки встречались интересные объявления. Город Курск. В городском сквере. Вход на выставку моржа в середине сквера. Тут же можно видеть громадной величины Живого дрессированного Моржа, Который исполняет по приказанию хозяина: 1) играет на гитаре; 2) играет и поёт; 3) играет на бубне; 4) звонит в звонок; 5) стреляет из револьвера; 6) берёт голову хозяина в рот; 7) служит на двух лапах; 8) тушит свечу; 9) балансирует шаром на носу. Вот невиданно и ново! Посмотрите, господа, Настоящего живого Я привёз моржа сюда. О морже хоть вы слыхали И читать вам довелось, Но живого же едва ли В жизни видеть вам пришлось. Это редкость! Это диво! Стоит, право, увидать… Издателям так и не удалось наладить регулярный выход «Курского листка объявлений». Сначала выпускалось больше 100 номеров в год. В 1904 году – 40. В революционном 1905 – только 2 номера практически без рекламы. Партийная пресса После Манифеста 17 октября 1905 года газетный мир Курска становится куда разнообразнее. Если до конца XIX века лицо курской прессы представляли только три газеты: «Курские губернские ведомости», «Курские епархиальные ведомости» и «Курский листок», то теперь на информационный рынок врываются легальные партийные издания («Курское эхо», «Курская жизнь», «Курская весть», «Курская речь», «Голос Курска», «Курская быль» и др.), массовые «Родная страна» и «Курская газета». Газеты становятся дешевле, а значит, доступнее. Объявленное количество тиражей действительно доходило до читателя. При этом от четверти до половины каждого номера занимала реклама. Причиной растущего интереса к рекламе стал рост производства и, как следствие, обострение конкуренции. В 1906 году в Курской губернии открывается вереница партийных изданий. Реклама в них была малоразвита. Во-первых, партийная пресса издаётся исключительно с пропагандистско-организационной целью, жанр не тот. Во-вторых, крайне радикальная позиция политических газет предопределяла очень недолгую жизнь изданий, многие из них закрывали. Исключения – «Курское эхо» и «Курская быль», где рекламные объявления помещались стабильно. В «Курской были» появились тексты, которые можно расценить как политическую рекламу (статьи о Н.Е. Маркове) и «чёрный пиар» (антидумские и антипартийные выступления). Коньяк для патриота В 1910-е годы Курск обретает издания, рассчитанные на совершенно нового, массового (по меркам того времени) читателя. Это «Курская газета» (с 1911 г.) и «Родная сторона» (с 1908 г.). В «Курской газете» увеличивается объём площади, отводимой под рекламные тексты, появляются развёрнутые рекламные кампании. Самая масштабная из них – эпопея о шустовском коньяке. Шустова не зря считают гениальным рекламщиком своего времени. Из номера в номер, не единожды не повторившись, появлялись тексты, форма которых претендовала на художественность. Иногда за основу бралась отечественная классика. Вот, например, лермонтовский «Белеет парус одинокий». Вот мчится дачник утомлённый. Бежит быстрее, чем трамвай. Что ищет он в столице сонной? Зачем покинул дачный край?.. Смеётся солнце, ветер свищет, Автомобилей блещет лак. А он, мятежный, лавку ищет, Где шустовский купить коньяк. Впрочем, при всей их талантливости рекламные кампании Шустова не брезговали и грязными методами. В этих случаях манипулятивные уловки били куда прицельнее. Под видом национальных ценностей и патриотизма читателю подсовывали наглый пиар. Он – это всё давно известно, Горячий патриот. За родину, коль нужно, Он с радостью умрёт. Родной страны природа, Родных людей язык, Ему всего дороже, Он с детства к ним привык… Лихую тройку любит, Родных полей снега, Днепра, широкой Волги И Камы берега… Кутнуть порою любит. В кругу друзей-гуляк, И пьёт не заграничный, А шустовский коньяк!.. Чудодейственные пилюли Огромное количество статей «Курской газеты» – «скрытая» реклама оздоровительных средств. Сюжеты многочисленных историй довольно однообразны: «сделал даровой рецепт и страдания, длившиеся 20 лет, исчезли в одну ночь», «капсюли Гюйл излечили от болезни желудка в 80 лет», «купила в аптеке коробку «Ситровин» – муж бросил пить», «мучения полковника Филимонова из Чернигова продолжались до 12 сентября 1912 года, пока не приобрёл «Стомоксиген д-ра Мейера» и т. д. Газета даёт целые подборки таких писем, присовокупляя к ним отзывы местных жителей. Для достоверности текст сопровождался фотографиями счастливо излеченных. Совершенно неутомим в поиске новых историй оказался один из курских аптекарских магазинов. Героями их «псевдоновелл» оказывались молоденькие модистки и боевые офицеры, парижанки и провинциалки, старики-крестьяне, моряки, купцы, петербургские чиновники и пр. С тех пор многие рекламные технологии не изменились. Все эти «счастливые письма исцелённых читателей» звучат так знакомо, не правда ли? На широкого читателя также была рассчитана «Родная страна». Соотношение редакторских и издательских материалов в ней типично для массовой периодики. Реклама занимала до половины газетной площади. Интересно, что газета сама предостерегала читателей от натиска недобросовестной рекламы, так как «за ней стоит спекуляция на человеческой глупости и невежестве» (№173). И рядом с этим публиковались рекламные тексты, рассчитанные именно на обывательское невежество. Чего стоит приглашение на сеансы первого в России предсказателя судьбы «посредством таза и воды» Арутюна Арутюнова, обещавшего публике точный прогноз прошедшего и будущего! «Епархиальные ведомости» В развитии рекламного дела интересна роль газеты «Епархиальные ведомости». С момента основания газеты до её реорганизации в 1917 году число рекламных текстов в ней неуклонно увеличивалось. Помимо воззваний православных священников, собирающих деньги на строительство и восстановление храмов, публикуются приглашения на крестные ходы в Коренную пустынь, на богослужения, посвящённые чествованиям русских святых, на совершения молебствий по тому или иному случаю, а также сведения о дате и месте панихид и отпеваний кого-либо из известных людей. Газета представляла различные православные издания и книги, курсы хорового пения, иконописные мастерские. «Курские епархиальные ведомости» были православной газетой. В тот век это было гарантом качества рекламируемых в ней товаров. Публика рассчитывала, что газета изначально не могла написать неправду, даже в объявлениях. Это, в свою очередь, привлекало состоятельных клиентов: банкиров, капиталистов, издателей и др. В «КЕВ» можно было найти объявления местных банков о розыгрышах банковских билетов, о выступлениях заезжих театров, пошиве современной одежды, пособиях по пчеловодству. Пик рекламной активности в «Курских епархиальных ведомостях» пришёлся на 1916 год. В некоторых номерах количество рекламных страниц достигало 15. Мыло Жукова по 12 коп. С 18 сентября 1907 года выходит «Справочная газета». Издатель – А. Берестецкий. В программе было обозначено, что газета служит интересам «лиц и фирм, помещающих на её страницах свои объявления: будет ли это крупный заводчик, коммерсант, сельский хозяин или скромный труженик, предлагающий свои познания и труд... Если вы хотите достигнуть успеха, то объявите об этом в «Справочной газете». (На фото: новости из 1891 года) Газета рассылалась бесплатно по курским банкам, конторам, заводам, магазинам, гостиницам, аптекам, известным людям города. Для этой газеты характерен постоянный поиск путей совершенствования издания. А. Берестецкий прибегает к разным рекламным ходам. Он убеждает курян-предпринимателей, что «только частым напоминанием о себе путём объявлений, публикаций можно значительно увеличить свои обороты, быть всегда впереди своего конкурента, и что всякий рубль, затраченный на объявления, если умеючи ими пользоваться, вскоре возвращается сторицей». К примеру, один из курских купцов оповещал через товарный отдел газеты, что цены на 6 февраля 1908 года составляют. «Сахар пиленый 1 сорт – 3 ½ к.; тоже неровный кусок – 13 к.; икра кетовая – 60 к.; балык кетовый – 45 к.; копчушка – 22 к.; масло лампадное – 16 к.; мыло Жукова – 12 к.; мука шелковка – 5 ½ и т.д.». В 1909 году чаще появляется иллюстрированная реклама: новые зонофонные пластинки несравненной Анастасии Дмитриевны Вяльцевой (с портретом), фотографический магазин Л.В. Седлиса, водка «Смирновская» и др. Внешний облик газеты отражает следы либо цензурных преследований, либо недобросовестности рекламодателей, так как есть случаи, когда тексты объявлений вымарывались из уже подготовленного номера (№90). Вместо заключения За полтора века печать и реклама, в том числе курская, сильно эволюционировали. Сегодня мы встречаем куда более изощрённые маркетинговые уловки, далеко вперед ушёл «продающий дизайн». Но есть приёмы рекламного дела: нацеленность на конкретную аудиторию, желание сыграть на эмоциях или зацепить выдуманным «живым примером», расчёт на необразованность покупателя, которые активно эксплуатируются до сих пор.
В Курской области кастрлюля борща обойдется в 411 рублей