Instagram уходит, приходит Россграм. Рассказываем о 3 проектах, которые хотят заменить соцсеть
Конец Instagram в России В связи с событиями последнего месяца в России значительно усложнилась жизнь пользователей социальных сетей и мессенджеров. Так, 5 марта Роскомнадзор начал блокировать доступ к сервису микроблогов Twitter, а за день до этого – к социальной сети Facebook*. И если Twitter заблокировали по требованию Генпрокуратуры за распространение незаконной информации, то Facebook* – за то, что соцсеть ограничивала пользователям доступ к страницам российских СМИ. При этом Facebook* входит в одну группу компаний с социальной сетью Instagram* и мессенджером WhatsApp. И спустя несколько дней дело дошло и до блокировки Instagram*. О решении заблокировать соцсеть власти объявили 11 марта, но до самой блокировки дали пользователям два дня на то, чтобы перенести все личные данные на другие платформы. Официальной причиной блокировки соцсети, по версии правоохранительных органов, стало то, что ее руководство разрешило публиковать обезличенные призывы к насилию в адрес российских военнослужащих в соседнем государстве. Глава соцсети Адам Моссери считает, что это решение было ошибочным – сервисом пользовалось 80 миллионов российских пользователей, а блогеры зарабатывали только на прямой рекламе порядка 100 миллионов долларов в год. Однако на блокировке в случае с Facebook* и Instagram* власти решили не останавливаться. Спустя несколько дней суд признал, что Meta (компания, которая владеет Facebook*, Instagram* и WhatsApp) – экстремистская организация. В отличие от «просто» заблокированных ресурсов вроде Twitter, такая формулировка сильно усложняет жизнь тем, кто решит и дальше пользоваться соцсетью, обходя блокировки. Теперь в любых материалах необходимо указывать, что Facebook* и Instagram* – это продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией. Впрочем, суд пояснил, что оплата рекламы напрямую у блогера – не финансирование экстремизма, но вот пользоваться рекламным кабинетом может быть опасно. Пользоваться же соцсетью для личных целей тоже можно – главное не публиковать контент, который власти могут расценивать как противоправный. Что предлагают россиянам вместо Как говорят представители самой соцсети, Instagram* в России пользовались около 80 миллионов человек. Это не просто соцсеть – для многих она стала единственным источником доходов. Когда о блокировке стало известно, многие топовые блогеры (да и обычные пользователи) стали публиковать в историях свои контакты на других платформах. В основном, это были «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен» и Telegram, но есть и более экзотичные платформы. Но все же пользователям нужна именно такая платформа, как Instagram* – с временными и постоянными публикациями, системой рекомендаций и хронологической лентой. И уже несколько авторов представили что-то похожее на это. Россграм Первым в информационном поле возник проект «Россграм» – отечественный вариант платформы, напоминающей Instagram*. Что интересно, объявили о нем 14 марта – буквально в день, когда в России заблокировали его основного конкурента. Пока вся информация о новом проекте – это его сайт (плюс есть группа ВКонтакте и Telegram-канал), где говорится о следующем: Rossgram будет работать без VPN и любых ограничений, доступ к нему будет из любой точки России; интерфейс – максимально простой и понятный всем; возможности для общения, бизнеса, ведения блога, публикации новостей или своего проекта; в него можно будет импортировать всю историю пользователя из Instagram*. Основателем проекта стал специалист по рекламе Александр Зобов, также в проекте занят Кирилл Филимонов. Изначально проект обещали запустить 28 марта 2022 года сразу на Android и iOS, но пока только для топовых партнеров – спонсоров и инвесторов. Обычным пользователям пообещали открыть доступ к платформе в апреле. Проблем у новой соцсети оказалось две: 28 марта 2022 года для пользователей ничего не произошло – кроме того, что в Telegram-канале проекта появилось видео с работой прототипа сервиса; сайт проекта оказался написан с помощью бесплатного конструктора Creatium – что для проекта, заменяющего целый Instagram* совершенно не солидно. О дальнейших перспективах проекта можно будет судить после его полномасштабного запуска. Now Еще об одном проекте, призванном заменить запрещенный Instagram* стало известно чуть позже. Группа бывших сотрудников «Яндекса» под руководством Дмитрия Маринина. Разработчики назвали свое творение Now – оно уже вышло для Android и iOS, и даже уже поддерживает некоторые функции социальной сети. Пока приложение не попало в официальные магазины приложений – на Android его можно скачать в формате APK, а на iOS – присоединиться к тестированию через TestFlight. Как пишет редакция «Хабра», новая соцсеть уже работает: в соцсети нужно зарегистрироваться – для этого достаточно иметь электронную почту (и даже необязательно ее подтверждать); дизайн напоминает Instagram* – это не только сама идея приложения и его механики, но даже расположение кнопок и функционал; вместе с тем, импортировать данные из Instagram* нельзя – только вручную заново размещать по одному сообщению; у приложения уже есть определенное количество пользователей – при желании можно листать общую ленту постов. Есть и минусы: достаточно сильно ограничены возможности по публикации фото: фильтров и инструментов для обработки немного, можно масштабировать и кадрировать фотографию, сделать к ней подпись. Фото появится в общей ленте постов – пока пользователей немного, его увидят многие. Также само по себе приложение пока работает медленно, есть технические проблемы и баги. Разработчики говорят, что дополняют функционал для частных пользователей, и только потом приступят к добавлению функций для бизнеса. Режима «Истории» (в общем-то, главного для Instagram*) тоже нет – но его пообещали добавить со временем. Lagooon Кроме других, объявил о своем запуске и стартап-проект Lagooon. Как рассказывают его основатели, изначально основная идея была в том, чтобы позволить развивать свое дело блогерам, которые из-за сложившейся ситуации потеряли свой заработок. Всего за несколько дней команда подготовила проект к запуску – правда, он будет не только аналогом Instagram*, но еще и построен на его движке (это было быстрее и дешевле всего). Разработчики платформы намерены сначала привлекать блогеров, которые создают свой контент – заработок от рекламодателей будет делиться между всеми топовыми блогерами, плюс 3 победителя конкурса на развитие блога получат разовые призы (призовой фонд – 300 тысяч рублей). Проект был запущен 29 марта, но пользователям на Android и iOS приложение будет доступно через две недели. Разработчики хотят привлечь блогеров с аудиторией от 200 тысяч подписчиков в любой социальной сети, им в течение полугода будут отдавать все доходы от рекламы. Но пока авторы платформы создают и настраивают таргетированную рекламу. Кроме того, в перспективе обещают систему монетизации контента, инструменты продвижения и другие функции – например, возможность верифицировать страницу (для этого нужно набрать от 50 тысяч подписчиков). Есть ли перспективы у проектов? Оригинальный Instagram* развивался и дополнял свои функции в течение многих лет – после запуска в 2010 году, уже через два года Facebook выкупил его за миллиард долларов. Развивался проект постепенно: сначала это были только квадратные фотографии, со временем там появились фото других форматов, видео, переписку между пользователями и функцию «Истории» (ее сделали похожей на идею Snapchat). Проект добавлял функции постепенно – у бизнес-пользователей появились рекламные кабинеты, а пользователи смогли выходить в прямые эфиры, а не так давно – и загружать контент через веб-версию сервиса. За счет хороших поступлений от рекламы Instagram* наращивал функционал и в итоге стал таким, каким он знаком десяткам миллионов пользователей из России. И это – главная причина, по которой заменить западную соцсеть отечественными аналогами будет крайне сложно. Но главная проблема у всех этих проектов – это рекламодатели. Любая соцсеть живет за счет рекламы, но вряд ли кто-то из крупных или средних компаний понесет деньги малоизвестному стартапу. Рекламодатели ориентируются на аудиторию сервисов – если соцсетью будут пользоваться миллионы человек (и они будут реально пользоваться, а не просто зарегистрируются и забудут), то компании могут попробовать вести рекламные кампании через платформы или напрямую через блогеров. При этом без денег рекламодателей платформа не сможет развиваться и набрать достаточно пользователей. Фактически создатели аналогов Instagram* попадают в замкнутый круг: чтобы были пользователи, нужны деньги на разработку, поддержку и продвижение. Но чтобы были деньги, нужны рекламодатели – которым, в свою очередь, нужны пользователи. В случае с Instagram* деньги на развитие пришли из нескольких раундов венчурного инвестирования – например, во втором раунде компания получила 50 миллионов долларов, что много для компании из 14 сотрудников. Таким образом, ключевой задачей стартапов на данном этапе является привлечение инвестиций на развитие своих проектов, что во многом и определит их дальнейшую судьбу. * продукты компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией