Войти в почту

Контролируя Интернет: что дальше

Интернет в России давно уже перестал быть пространством свободы. Об этом свидетельствует множество явлений: и блокировки сайтов, и уголовные дела против блогеров, и попытки «заземлить» в России зарубежные интернет-гиганты, и даже такая сравнительно невинная вещь, как требование Роскомнадзора к 80 крупнейшим сайтам отчитываться о своей посещаемости, используя при этом единый измеритель. В связи с этим «Инвест-Форсайт» опросил ряд специалистов, предложив им высказать свои предположения: как система государственного контроля за Интернетом в Российской Федерации будет развиваться дальше. Фото: depositphotos.com Опрошенные эксперты оказались едины в том, что контроль и в дальнейшем будет усиливаться. «Дополнительные меры точно будут. Кто-то их называет ограничениями свободы, кто-то — попытками систематизировать некий хаос», — уверен руководитель комитета по инновациям компании ICL Services Тимур Кайданный. Однозначные тренды Причина такой уверенности проста: достаточно экстраполировать уже существующие тренды, чтобы предсказать дальнейшее усиление контроля. «Главная цель всех мер, принимаемых Минцифры и регуляторами в последние годы, — “зачистить” Рунет, добиться его максимальной прозрачности и подчиненности российским законам», — считает генеральный директор digital-агентства «Интериум», член Совета предпринимателей Москвы и Общественного совета при Минцифры России Валерий Сидоренко. Как отмечает управляющий партнер Адвокатского Бюро города Москвы «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин, контроль за Интернетом в России начался с защиты авторских прав: ради них и практиковалась блокировка сайтов, трекеров, и так далее. Сначала это делали по решению суда, затем законодательство менялось — в итоге дошли до внесудебных блокировок. Параллельно с этим активно развивалось направление борьбы с негативным контентом: от экстремистских материалов до фейков. Ныне перечни видов информации, подпадающей под контроль (не обязательно с перспективой блокирования), постепенно разрастаются. В правовом поле всё больше появляется новых участников интернет-отношений и технологий обмена данными. Если вчера это были только сайты и страницы сайтов, их владельцы, то сегодня закону знакомы и мессенджеры, и мобильные приложения, и новостные агрегаторы, и организаторы распространения информации, и много чего другого. По мнению Олега Матюнина, в перспективе мы имеем поступательное расширение и усложнение полномочий Роскомнадзора, а также более детальную регламентацию процедур, в которых он играет решающую роль. «Потенциал у федеральной службы есть: она способна навести порядок в контролируемых сферах. Мне кажется, мы вступили в тот отрезок истории Интернета и российского информационного законодательства, в котором и само ведомство, и профильные комитеты Государственной Думы достаточно хорошо понимают, какой эффект дает столкновение технологий и юридических норм. И я надеюсь, что работа Роскомнадзора, связанная с блокировкой информационных ресурсов, генерирующих тот или иной противоправный контент, со временем станет еще более точечной, без побочных эффектов», — заявил юрист. Тотальная деанонимизация Каковы же мотивы государства, стремящегося усилить свою контрольную функцию? По мнению Тимура Кайданного, здесь имеется две главные причины: во-первых, контроль транзакций в Интернете даёт дополнительные финансовые поступления в бюджет, во-вторых, деанонимизация пользователей Интернета сильно упрощает жизнь силовым структурам. Об этих же причинах говорит и Валерий Сидоренко, по словам которого, среди причин активности правительства — и необходимость сбора налогов, и борьба с влиянием иностранных компаний, главное же — российские ведомства добиваются полной отмены анонимности. Причем как аккаунтов, так и устройств: достаточно вспомнить начавшуюся летом историю об обязательной привязке корпоративных сим-карт к сотрудникам или руководству компании. Поэтому, предполагает эксперт, меры по контролю за российским Интернетом рано или поздно приведут к чему-то похожему на опыт Казахстана: еще в 2017 году там приняли закон об обязательной привязке устройства к сим-карте. То же рано или поздно ждет и нас. Криптоконтроль По мнению Тимура Кайданного, в будущем также следует ожидать усиления регулирования в сфере различной деятельности вокруг криптовалют. С 1 января 2021 года вступил в силу ФЗ-259 «О цифровых финансовых активах», но в нём осталось довольно много «белых пятен», для устранения которых ведется активная работа на законодательном уровне. «Для меня очевидна попытка контроля нового рынка, куда перетекает огромное количество финансовых ресурсов со всего мира, — поясняет Тимур Кайданный, — правда, с одной оговоркой — требования по деанонимизации существенно ограничат количество участников “цифровых отношений”, ведь не секрет, что криптовалюта на сегодняшний день является одним из самых распространённых способов финансирования разного рода противозаконной деятельности. Поэтому, с одной стороны, можно ждать появления ОКВЭД-ов на “майнинг”, а с другой — резкого усиления пунитивных мер в отношении тех, кто тем же “майнингом” продолжит заниматься вне правового поля». Приземление Также в сфере контроля за Интернетом мы все скоро будем свидетелями того, как госорганы пытаются исполнять закон «о приземлении» (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации»). Суть этого правового акта заключается в том, что таким интернет-гигантам, как Google, Apple или TikTok, необходимо будет в обязательном порядке создать на территории РФ представительство, через которое регуляторы РФ будут заставлять этих интернет-гигантов исполнять наше законодательство. Иными словами, компании, которые хотят продолжать вести свою деятельность в информационном пространстве РФ, должны сами для себя создать инструмент наказания за нарушение законов. И, между прочим, Apple стал первым, кто «приземлился». «Будет интересно посмотреть, насколько серьёзным окажется противостояние остальных компаний с необходимостью платить налоги на территории РФ в полном объёме», — замечает Тимур Кайданный. Анонимность и приватность Все, что остается специалистам, — надеяться, чтобы ходе усиления контрольной деятельности госорганов защищались бы не только интересы государства, но и граждан. «Главным объектом защиты в Интернете будущего должна становиться не анонимность — ее попросту не будет, — а приватность личных данных. Даже в прозрачной Сети есть множество угроз, связанных с попаданием вашей личной информации в чужие руки, — на защите от них и нужно концентрировать усилия», — говорит Валерий Сидоренко. С ним согласен адвокат Олег Матюнин. «Мне как правозащитнику хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось защите личных данных граждан, — говорит юрист, — у нас нет альтернатив Интернету, всё равно всем мы здесь, и в Сети не только наши личные данные, но и многие государственные информационные ресурсы. Интернет-торговля и реклама не могут не использовать сведения о человеке в виде различных цифровых следов, на этом они и держатся. Я считаю, любой гражданин вправе пользоваться Интернетом, не становясь абсолютно прозрачным для агрессивного интернет-маркетинга, мошенников и вымогателей; он должен чувствовать защищенность. И обеспечить ее — наиглавнейшая задача тех, кто отвечает за порядок в информационной сфере». Автор: Константин Фрумкин

Контролируя Интернет: что дальше
© Инвест-Форсайт