Бред про бренд. Раскрываем 8 мифов об известных компаниях
Мифотворчество в бизнесе — дело житейское. Компании тратят миллионы долларов, чтобы поддерживать к товарам интерес потребителей. И служба маркетинга неустанно трудится, чтобы в прессе циркулировали красивые мифы об известных марках и их создателях. Рассказываем, какие факты об известных брендах мифы, а что происходило на самом деле. Миф: YouTube придумали на званом ужине По легенде основатели YouTube Чад Херли, Стив Чен и Джавед Карим однажды были на званом ужине и обсуждали способ, как быстро загружать и обмениваться видео. Предположительно, это был момент, когда все трое решили создать сервис, который в итоге произведёт революцию в обмене видео в интернете. Правда: Джавад Карим позже сказал, что даже не был на той вечеринке. А Чад Херли заметил, что история была придумана в маркетинговых целях как наиболее «удобоваримая». Все основатели сервиса были бывшими сотрудниками PayPal и в 2005 году основали компанию с первоначальными венчурными инвестициями в размере $11,5 млн. Примерно через год сайт обмена видео продали Google за $1,65 млрд. Миф: eBay создали, чтобы продать дозаторы для конфет В 1995 году Пьер Омидьяр основал сайт интернет-торгов и превратил его в многомиллиардный сервис, с помощью которого проходят аукционы в 30 странах. Один из мифов, окружающих стартап, говорит: Омидьяр запустил онлайн-рынок, чтобы помочь невесте найти и продать дозаторы Pez. Правда: Историю придумал менеджер по связям с общественностью в 1997 году, чтобы вызвать интерес у СМИ. Тем не менее миф сработал и в 1997 году на сайте провели более 2 млн аукционов по сравнению с 250 000, которые проходили за год до этого. Миф: Netflix создали из-за штрафа за видеокассету По легенде однажды Рид Хастингс, один из основателей Netflix, потерял видеокассету с фильмом «Аполлон-13», взятую в прокате, и заплатил за это штраф в $40. После этого он решил создать компанию, где каждый может когда угодно смотреть что угодно. Правда: На самом деле Рид Хастингс и его друг Марк Рэндольф отправились в 1997 году в Санта-Крус (штат Калифорния) с задумкой стать Amazon в сфере электронной коммерции. Они занялись продажей и прокатом DVD-дисков с доставкой их по почте. Так родился Netflix. А легенда о штрафе, по словам Рэндольфа, была удобной выдумкой, чтобы показать различие между их компанией и Blockbuster (сервисом проката дисков) — основным конкурентом на тот момент. Миф: логотип Apple создан в память об Аллане Тьюринге — кумире Джобса и Возняка По одной из версий, знаменитое яблоко на логотипе Apple размещено в честь Аллана Тьюринга — учёного, который считается родоначальником разработки современных компьютеров. Кроме того, математик задумывался о возможностях создания искусственного интеллекта. Ученый имел нетрадиционную ориентацию и не выдержал гонений вкупе с химической кастрацией,. Он умер, откусив яблоко, начинённое цианидом. Правда: По словам Стива Джобса, на самом деле изначально логотип представлял собой изображение Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. В процессе трансформаций Ньютона убрали, а яблоко оставили, так как мелкие детали сложно рассмотреть. Потом был добавлен след укуса, чтобы не перепутать с вишней. Миф: Марк Цукерберг украл идею Facebook Основатели компании Harvard Connection в 2009 году подали на него в суд за присвоение идеи о социальной сети. Задолго до появления Facebook Марка Цукерберга наняли однокурсники из Гарварда, чтоб разработать для них сайт для общения. И он якобы плохо выполнил свою работу, чтобы впоследствии использовать идею в своих целях. Правда: По словам Цукерберга, при создании Facebook он просто вдохновлялся предыдущим разработанным им сайтом под названием Facemash. Идея ресурса заключалась в том, чтобы студенты Гарвардского университета смотрели и оценивали фотографии друг друга. Цукерберг оценил реакцию людей на сайт и решил создать что-то подобное. И попутно вдохновился еще несколькими проектами, над которыми работал. Миф: Apple украла идею графического пользовательского интерфейса у Xerox По легенде однажды Стив Джобс попал на экскурсию в Исследовательский центр Пало-Альто, основанный компанией Xerox. А там он увидел и украл идею графического интерфейса в прототипе персонального компьютера Xerox Alto, созданного сотрудниками центра. Кстати, на экскурсии присутствовал Билл Гейтс, который тоже почерпнул много полезной информации для будущих разработок. Правда: Стив Джобс действительно побывал на экскурсии в ПАРС, и, по его словам, графический интерфейс был самым прекрасным, что он видел в своей жизни. Он сразу понял, что эта технология активно будет применяться в будущем. И предложил владельцам Xerox в обмен на доступ к прототипам, которым они не нашли применения, акции Apple на сумму номиналом $1 млн. Миф: «Росатом» — это прежде всего производство атомных бомб и эксплуатация атомных электростанций Правда: Атомная отрасль в России действительно создавалась для разработки атомной бомбы, чтобы достичь паритета с США. Но научный руководитель советского атомного проекта, выдающийся учёный Игорь Курчатов с самого начала выступал за то, чтобы мощный источник энергии использовался в мирном русле. Первая советская атомная бомба была испытана в августе 1949 года. А первая в мире атомная электростанция — Обнинская АЭС — начала работать в июне 1954 года. С тех пор мирное применение ядерных технологий и в России, и в мире только расширялось. Генерация электроэнергии на АЭС в России приносит существенную часть дохода «Росатому». Но есть и другие направления: проектирование и обслуживание АЭС за рубежом, поставка на них ядерного топлива. Стратегическими признаны десять новых направлений: ветроэнергетика, производство накопителей энергии, развитие аддитивных технологий и производство композитных материалов и другие. Миф: «Лабораторию» контролируют правоохранительные органы, или компания передаёт им все данные. Правда: Компания действительно сотрудничает с правоохранительными организациями, но исключительно в рамках расследований киберпреступлений. Один из ярких примеров такого взаимодействия — совместное расследование деятельности хакерской группы Carbanak, которая похищала деньги из банков по всему миру. Другой пример: благодаря сотрудничеству «Лаборатории Касперского» и полиции Нидерландов задержаны подозреваемые в организации атак с использованием программы-вымогателя CoinVault . Компании удаётся сотрудничать с правоохранителями многих стран и службами безопасности многих организаций. Так, в 2021 году Интерпол присоединился к Коалиции по борьбе со сталкерским ПО, соучредителем которой выступает «Лаборатория Касперского». Международная организация уголовной полиции будет повышать осведомлённость об этой угрозе среди сотрудников местных правоохранительных органов в 194 странах. Красивые (и не очень) мифы о создании брендов, конечно, играют огромную роль в формировании образа компании. Однако их появление в прессе приводит к тому, что начинающие предприниматели могут обесценить годы труда, которые привели к созданию популярного продукта. Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com