— Кубачинские женские украшения, балхарские кувшины, кинжалы — все это часть богатой истории Дагестана. И я хочу рассказать ее не только землякам, но и всему миру. И выбрала для этого женский платок, — говорит дизайнер Мадина Варисова.

Наследие в подарок
© «Это Кавказ»

Ее бренд Variso образован от фамилии. А еще «варисо» с арабского языка переводится как наследие. Ему и посвящен весь проект.

Новые штрихи

Экономист по первому образованию, восемь лет назад Мадина решила заняться модой. Дистанционно обучалась дизайну одежды в Москве, а в Махачкале уже практиковалась и экспериментировала в своей студии House of art, запустив линейку одежды.

— Я на тканях воплощала самые разные, порой сумасшедшие идеи. Люблю эксперименты. Особенно люблю рисунки на тканях. В то время я постоянно печатала на хлопке, на шелке. В 2014 году создала коллекцию одежды с мраморными принтами разных цветов и узоров. Это и мраморные пещеры в Чили, и многое другое. Эта работа была представлена в Москве на Mercedes Fashion Week.

Когда я достигла определенного уровня в дизайне, мне захотелось чего-то нового. Я захотела создать такой продукт, с которым я могла бы выйти на мировой рынок. С одеждой это сложно: мода постоянно меняется. И тогда я подумала о платках. Когда я шила одежду, часто замечала, что не хватает какого-то заключительного штриха. И я решила создать три платка с дагестанскими орнаментами — это были кинжалы и кувшины. Каково было мое удивление, когда я увидела большой спрос на них! Я поняла, что надо двигаться именно в этом направлении.

«Нас пустили в музейные хранилища»

— В 2019 году я полностью закрыла производство и взяла паузу на полгода, чтобы отдохнуть, поразмышлять о новом проекте и насладиться материнством, в тот период у нас в семье появился третий ребенок. Но творческий отпуск растянулся почти на два года (смеется). Началась пандемия. Мои планы с итальянским партнером рухнули. В начале 2020 года позвонил директор предприятия и сказал, что они закрываются на карантин.

Я еще раньше понимала, что новый проект хочу реализовать именно на интернет-площадках. А тут и сама ситуация с коронавирусом в стране и мире показала, что это неизбежно. В мае 2021 года я, наконец, приступила к реализации своей идеи.

Я заключила договор с Дагестанским музеем изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой. Там я и черпаю вдохновение и идеи для своих платков. На платках представлены экспонаты XVII—XX веков. Особенность платков Variso в том, что все рисунки на них не созданный на компьютере принт, а реальная фотография реальных предметов старины — это кувшины, кинжалы, пояса, серьги, переведенная в графический рисунок и дополненная орнаментами, опять-таки взятыми из традиционных ювелирных изделий наших предков. Нас допустили в музейные хранилища, открыли витрины, мы изучили много исторических источников, прежде чем приступили к производству.

Мода на историю

— Сегодня в коллекции около 150 вариантов дизайна. Каждый из них — это целая эпоха, символ культуры целого народа. Я считаю, что так я помогаю прикоснуться к искусству и истории большому количество людей. Наши платки — это не просто красивый, стильный аксессуар, он еще и наполнен смыслом. Мы хотим создать моду на историю, на наше наследие.

Наша коллекция — не только платки, но и трехметровые палантины, их можно повязывать на голову, или просто накидывать на плечи, или обернуть вокруг шеи и свободно спустить почти до пола. Очень стильно смотрится как с традиционными длинными платьями, так и брючными костюмами мужского кроя. В этом плане оригинально носят наши платки московские модницы. Для них же у нас есть наборы из платка и ленточки твилли. Кто-то их завязывает на руку, кто-то — на сумку, а кто-то дополняет платок на голове либо использует ее самостоятельно вместо ободка на волосах.

Минус онлайна

— Стоимость платков от 5 до 7 тысяч рублей. Мне было важно сделать продукт максимально доступным для большинства и при этом идеального качества. В проект вложен большой капитал, но говорить о самоокупаемости пока рано. Судя по темпам, с которыми мы двигаемся, это скоро произойдет.

Изначально я заказала 2000 платков. Потом дозаказывала размеры и дизайны по мере необходимости. В месяц мы продаем в среднем сто экземпляров, это количество увеличивается. Сейчас будем подключать активную рекламу. До этого все силы и средства уходили на работу над качеством продукта, его тестирование среди клиентов.

Больше всего не хочется разочаровать клиента, не оправдать его ожидания от картинки на сайте. В этом минус онлайн-торговли. Покупатель не может пощупать товар, взглянуть на него воочию. Именно поэтому я постоянно мониторю отзывы покупателей. Пока, к счастью, не получала никаких замечаний. Было несколько обменов, когда клиенту не подошел цвет изделия, и он отправил назад и попросил поменять платок. При этом у нас есть возврат товара. Но пока никто не возвращал — и это приятно.

Помимо Дагестана и Северного Кавказа мы регулярно отправляем посылки в Москву, Казахстан, Турцию. Нам пишут из разных российских городов. Были заказы даже из США и Франции. Мы не знаем, это выходцы из Дагестана или местные, но судя по тому, что некоторые сообщения нам присылают на английском языке, предполагаем, что они не имеют никакого отношения к Кавказу.

Платки без границ

— Мы ориентировались на молодых женщин. И каково же было мое удивление, когда среди наших покупательниц оказались женщины постарше. Часто наши платки берут на сватовство в качестве подарка для будущей тещи или свекрови. Их с удовольствием носят и бабушки. Вискоза очень удобная, хорошо держится на голове, плюс у нас любимый многими женщинами большой размер, чтобы можно было полностью покрыть голову, плечи и обернуть платок несколько раз вокруг шеи.

Интересный случай был у нас в Москве. Там проходил Wandi Bazar. Около нашей площадки выстроилась очередь из желающих примерить и купить платки, и среди них была бабушка чеченка. Она попросила подобрать ей что-нибудь. Ну, мы начали предлагать ей большие платки в более сдержанных тонах, как принято у кавказских женщин в возрасте. Но ей все было не то. И в итоге эта бабуля указала на яркий изумрудный платок из шелка с ленточкой твилли. Мы повязали его там же — это было очень мило.

Оттенки зеленого, пожалуй, один из любимых цветов и у дагестанских клиенток. Но говорить о самом популярном платке сложно: в один месяц, например, у нас буквально раскупили изумрудную модель, где изображены кувшины и пояс XIX века с использованием техники филигрань. А до этого «на ура» улетела эта же модель, но только в голубом цвете. Такой, например, выбрала себе Наталья Османн, когда этим летом прилетала в Дагестан.

Сейчас я планирую расширить размерную линейку, будем вводить новые основы, разрабатывать новые дизайны. Пока все будет о Дагестане. Я хочу до конца раскрыть эту историю. После в планах — другие страны и культуры. К нам уже обращаются музеи, и не только дагестанские, с интересными предложениями. Не хочется забегать вперед, скажу лишь, что будет несколько коллабораций с музеями, в ближайшие полгода мы выходим с новым продуктом на арабский рынок и еще совсем скоро наши платки окунутся в еще более древнюю историю — I век нашей эры.