Для госведомств создадут цифровых помощников
Илья Веригин - Директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг». Государство стремится стать для граждан сервисной платформой, где все услуги можно получить быстро, качественно, а некоторые их виды (например, оформить документы на родившегося ребенка) проактивно, то есть даже без заявления со стороны человека. Оно непрерывно повышает эффективность, открытость и безопасность услуг для граждан за счет таких технологических инноваций, как цифровые помощники, витрины данных НСУД, «ГосТех» и ряда других инициатив. Ведомства планируют выйти на новый уровень цифровой зрелости уже в 2022 году. Фото: depositphotos.com Заменить человека на рутинных проверках Когда вы подаете документы на регистрацию квартиры или таможенное оформление товаров, решение принимает человек — сотрудник соответствующего ведомства. В этих процессах задействованы десятки тысяч трудоспособных граждан страны. К недостаткам такой модели можно отнести длительность услуг, только выборочные проверки из-за чрезмерной нагрузки, коррупционные риски. Заменить человека на непредвзятую и не устающую программу — давняя мечта государства. Но такая возможность появилась только с развитием искусственного интеллекта. Цифровой помощник — это сложный обученный ИИ-комплекс, который распознает документы, анализирует большой объем информации из них и формирует «второе мнение» с элементами правовой экспертизы в отношении указанного объекта или действия с ним. В 2021 году несколько ведомств запустили пилотные проекты по созданию цифровых помощников, например Росреестр. Можно прогнозировать, что в 2022 году мы увидим экспоненциальный рост таких ИИ-систем во всех сферах госуправления. Причина в том, что длительная экспертная оценка стала основным камнем преткновения на пути сокращения сроков госуслуг и расходов ведомств на штат. Цифровой двойник Часть концепции цифрового помощника — это юридический цифровой двойник, который умеет проводить экспертизу на основании многомерного анализа. Машинное право — технология может быть реализована как семантическая сеть, которая обучается совокупности законов и правил, описывающих определенное регистрационное действие или государственную услугу. Она будет способна по итогам последовательных проверок, основанных на федеральных законах и подзаконных актах, вынести некое суждение. Например, она может находить ограничения на сделки с недвижимостью. Скажем, в ситуации, когда регистратор видит, что всё хорошо, а ИИ подсказывает ему, что на основании некоего действующего акта РСФСР продать участок нельзя. Такие системы строятся по конкурентному принципу, когда две нейросети (агента) спорят между собой, вырабатывая в итоге оптимальное решение. Первые шаги цифровых помощников и машинное обучение На начальном этапе работы ИИ-помощников принимать финальное решение по-прежнему будут люди. Однако в ведомственных планах — довести полноту и точность «второго мнения» цифровых помощников до такого уровня, когда они потенциально смогут полностью заместить человека. Как скоро произойдет такая замена, прогнозировать трудно. ИИ должен ещё основательно поднатореть в области анализа данных и входящих документов. Очень вероятно, что для его обучения будут созданы дополнительные рабочие места. Таким образом, о массовых сокращениях — всеобщем страхе перед ИИ — речи вовсе не идёт. На переходном этапе мы увидим больше примеров того, как человек и машина работают вместе, а не конкурируют. Для обучения машинного интеллекта работе с документами ведомства и нормативным требованиям однозначно вырастет запрос на обучающие платформы для разметки массивов данных. Тренд на массовое машинное обучение в госсфере — то, что мы увидим совсем скоро. Переселение в облако Когда мы говорим о платформенных решениях и цифровых помощниках на государственном уровне, очевидно, речь идёт о централизованном доступе и централизованном управлении этими системами. Такую модель можно реализовать только с применением облачных технологий. Перевод всех органов государственной власти на единую облачную платформу обсуждается не первый год. Но только команде нового министра цифрового развития РФ удалось перейти к практическим шагам. В современной концепции «ГосТех» — это не только вычислительные мощности, но и экосистема сервисов, которыми сможет воспользоваться «всяк сюда входящий». Разработчики смогут загрузить свои продукты на платформы (универсальные, не требующие доработок под каждого заказчика) и получить автоматическое доверие ведомств на их использование. В 2022 году, с учетом постоянно пополняющегося списка ведомств-участников, «ГосТех» превратится чуть ли не в крупнейшую платформу реализации передовых ИТ-решений. В их числе, вероятнее всего, будут и цифровые помощники, и универсальные платформы разметки и подготовки наборов данных, что станет еще одним стимулом к распространению ИИ. Чистота государственных данных От концепции единой государственной платформы технологических решений необходимо перейти к единым принципам управления данными. Для этого создали концепцию Национальной системы управления данными (НСУД) — свод норм и правил управления государственными данными. Благодаря Аналитическому центру при Правительстве РФ систему разработали в уникально короткие сроки; уже в 2021 году были утверждены требования к витринам данных госорганов. Витрина данных — это те сведения, которое ведомство выставляет «напоказ» в понятном и описанном виде, чтобы ими пользовались другие. Фактически это индикатор цифровой зрелости ведомства. Все данные должны быть полными и непротиворечивыми. Представьте, что произойдет, если ведомство будет транслировать ошибки о правах граждан? В самом простом случае это черная метка в KPI руководителя. Чтобы наполнить ведомственные реестры качественными данными, нужно перевести в машиночитаемый вид всю собранную ими информацию: как входящую, так и архивную. В 2022 прогнозируется запуск очередного трехлетнего цикла оцифровки данных ведомствами, которые не провели такую работу ранее. При этом будут повышены критерии к достоверности подготавливаемых данных, что потребует от участников рынка усиления систем менеджмента качества, в том числе включения многофакторных проверок на базе платформенных ИИ-решений с накоплением опыта. В 2022 прогнозируется запуск очередного трехлетнего цикла оцифровки данных теми ведомствами, которые не провели такую работу ранее. Рука на пульсе — автоматическая обработка обращений граждан Хороший руководитель быстро узнает об инцидентах и правильно реагирует на них. Для госведомства основное мерило проблем и удач — обращения граждан. Они приходят в неформализованном виде: по телефону или чат-боту, написанные сухо или творчески, формы, заполненные на сайте или от руки. Трендом 2022 года станет внедрение универсальных платформ обработки обращений граждан — когда ИИ будет не только вести простейший диалог, но контролировать все каналы и автоматически классифицировать важные посылы из речи или текстов. А в случае недовольства гражданина — переключать на оператора, чтобы снизить уровень негатива. Для ведомств такая стандартизация позволяет создать «командный пульт управления» со статистикой и анализом в различных разрезах. Создание системы закреплено, к примеру, в принятой 08.11.2021 Стратегии цифровой трансформации социальной сферы. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»