Официальный представитель МИДа РФ Мария Захарова в «Программе Алексея Гудошникова» 23.11 2021.

Полное интервью смотрите на нашем YouTube-канале А.ГУДОШНИКОВ: Мария Захарова, официальный представитель МИД, с нами на связи. Мария Владимировна, здравствуйте. М.ЗАХАРОВА: Здравствуйте. А.ГУДОШНИКОВ: Вы уж извините, мы сегодня долго настраивали нашу связь, видимо, какие-то у нас проблемы технические, но вот, слава богу, вы с нами. Сразу к теме. Вы сказали по поводу того, что Союзное государство должно быть представлено в TikTok. Я правильно понимаю? М.ЗАХАРОВА: Должно быть представлено на современных платформах. А.ГУДОШНИКОВ: На всех. М.ЗАХАРОВА: Это социальные сети, имеются в виду мессенджеры — всё то, что может оперативно доносить информацию до различных аудиторий. А.ГУДОШНИКОВ: А зачем это нужно? Почему это? М.ЗАХАРОВА: Ну это какой-то странный вопрос. А.ГУДОШНИКОВ: А почему странный? Мария Владимировна, на кого мы рассчитываем в этих соцсетях, например, TikTok? Просто я отстал от времени безбожно, у меня TikTok нет. Я когда туда заходил, мне страшно стало. Может быть, я не прав? Может быть, надо там быть? М.ЗАХАРОВА: Вы знаете, Организация Объединённых Наций зашла и ей стало, возможно, страшно, а, возможно, интересно, но в любом случае она там представлена. Там представлены министерства иностранных дел разных государств. Там представлены министерства по чрезвычайным ситуациям, там представлены оперативные службы. Понимаете, это извечный вопрос: про нож, несёт ли он добро или несёт ли он зло. Ножом можно делать операции, ножом можно готовить еду, с его помощью, при этом можно совершить преступление. Поэтому вопрос в том, в какие руки попадает этот инструмент, и что мы изначально хотим сделать. В данном случае, по-моему, ответ очевиден всем: мы хотим доносить информацию до широкой аудитории по тем вопросам, которые представляются нам актуальными. Причём актуальными не с высокой политической точки зрения, для того, чтобы люди действительно понимали, для чего создаются интеграционные объединения, какую пользу они несут конкретным людям в их повседневной жизни; чтобы каждый человек мог ответить на вопрос, что для него есть Союзное государство, какими возможностями он может воспользоваться себе на благо, на благо своим близким. Вот и всё. А.ГУДОШНИКОВ: Вы считаете лично, что сегодня люди, в принципе, не понимают, что такое Союзное государство и какие есть возможности? М.ЗАХАРОВА: Я считаю, как вы сказали, лично, что есть информационная работа. Она предполагает такое использование различных инструментов, различных площадок, различных коммуникационных средств и, естественно, понимание того, что они развиваются. Что если вчера, а на самом деле это было не вчера и даже не позавчера, а, с точки зрения сегодняшнего дня, миллиард световых лет назад, люди пользовались, например, ЖЖ, «Живым журналом»… А.ГУДОШНИКОВ: Было, да. М.ЗАХАРОВА: То сегодня мало кто вспомнит об этой площадке, вполне себе уважаемой и зарекомендовавшей себя, но не являющейся номер один или крайне популярной в наши дни. При этом без аудиовизуального контента продвигать сегодня информацию практически невозможно, так устроен мир. Поэтому для того чтобы, неважно, какое направление вы популяризируете, какую тему вам поручено, вам необходимо донести до аудитории, вы должны использовать современные средства. Социальные сети — это тоже уже день не сегодняшний. Социальные сети — это та среда, в которой мы работаем как внешнеполитическое ведомство уже более десяти лет, мы там широко представлены. Я думаю, что вы знаете. А.ГУДОШНИКОВ: Да, конечно. Я подписан. М.ЗАХАРОВА: И центральный аппарат, и наши загранучреждения. Мы вообще сформировали такую, как мы называем, цифровую дипломатию. На самом деле не наше название, но мы в ней тоже присутствуем. То есть это определённая тоже вот такая среда информационная. Поэтому это не зависит от того, хорошо ли нечто, организация, тема, продукт представлены. Это вопрос того, что мы должны продвигать его по всем направлениям. А.ГУДОШНИКОВ: Ну, то есть это реальность такова сегодня, поэтому по-другому никак не получается. Вы спросили, знаю ли я о том, что, например, МИД имеет свои представительства на разных площадках. Знаю. Я, например, в Telegram на вас подписан. М.ЗАХАРОВА: Спасибо. А.ГУДОШНИКОВ: Честно говорю и всем рекомендую. Но я обратил внимание, например, как некоторые соцсети или видеохостинги (соцсети, это можно назвать), они в определённый момент имеют такое свойство банить наших людей, я имею в виду журналистов, я имею в виду целые каналы. И каждый раз по этому поводу возникает такой спор в нашем обществе: доколе это будет продолжаться? И каждый раз появляются люди, которые говорят: так, может быть, и не надо туда ходить, надо как-то по-другому этот вопрос решать. Тот же самый TikTok. Да, он китайский, с китайцами у нас хорошие отношения. Я вот помню, вы на китайском, например, китайцев поздравляли с Новым годом. Я же не ошибаюсь. И не только. Но это же опять не наша соцсеть, это же опять чья-то, и нас оттуда могут в какой-то момент убрать, например, если захотят. М.ЗАХАРОВА: Во-первых, вы прям огромный пласт проблем-проблем подняли. А.ГУДОШНИКОВ: Старался. М.ЗАХАРОВА: Это не одна тема. Давайте по порядку. Во-первых, сейчас ведётся большая работа для того, чтобы зарубежные (не знаю) платформы, соцсети, зарубежные компании были каким-то образом всё-таки, я бы сказала, интегрированы в нашу правовую среду. Если раньше они были полностью оторваны, они оперировали в нашем информационном медийном пространстве, но никаким российским законам не подчинялись, то сейчас эта ситуация кардинальным образом изменилась, как, наверное, вы видите. Эта работа не завершена, она только началась, и будет затрагивать она… И, опять же, вчера… Вы цитировали моё выступление вчерашнее на форуме Союзного государства. А ещё вчера выступал господин Пушков, который рассказывал о том, как работа (как раз о чём мы с вами говорим) по, так сказать, приземлению этих самых зарубежных цифровых платформ ведётся и как она будет включать в себя, в том числе, и рекламную сферу, то есть доходы и от этого рода деятельности западных и не только западных цифровых платформ. Второй аспект, который вы подняли, относительно того, какова национальная принадлежность того или иного средства массовой коммуникации, будь то либо СМИ, будь то цифровая платформа. На сегодняшний день определить это практически, ну, в каких-то случаях можно, а в каких-то очень сложно. Потому что это сложнейшие по организации компании, это может быть и акционерное общество, это может быть сеть холдингов, которые включают как национальную компанию, как и транснациональную компанию, как и гибридную, перетекающую друг в друга целую сеть компанию. Поэтому говорить о том, что TikTok полностью китайский, невозможно, там уже очень много куплено американцами. Поэтому здесь тоже давайте как бы будем не столько осторожны, сколько с пониманием относиться и к этой среде. Очень важный момент, собственно говоря, основной — относительно наших отечественных. Мы же представлены и там. Мы представлены уже много лет в «ВКонтакте». Министр иностранных дел России Сергей Лавров на одном из питерских форумов, на полях этого мероприятия, приехал в штаб-квартиру «ВКонтакте» и открыл там торжественно нашу страницу в этой российской социальной сети, которая развивается очень успешно. А в этом году мы не менее, так сказать, ярко стартовали свой аккаунт и в «Одноклассниках». Поэтому мы работаем со всеми нашими отечественными платформами также. И последнее, завершаю ответ на ваш такой многовекторный вопрос, вы, может быть, это не заявляли, но он подразумевает ваш вопрос. На наш взгляд, главное, что нам нужно развивать нашу национальную сеть цифровых платформ. Не только частную компанию или одну частную компанию, а целую сеть. Создавать среду информационно-медийную, создавать свои видеохостинги. Кстати говоря, мы начали вещать и на Rutube. Мы запускаем трансляции и на этой нашей платформе. Желаем ей не просто процветания, а скорейшего полноформатного развития. А.ГУДОШНИКОВ: Мария Владимировна, я вот как раз про соцсети, которые нам нужно создавать. Как-то раз в обществе уважаемых мной лично людей мы как раз эту тему обсуждали и говорили про Rutube в том числе. У меня родилась такая мысль, я с вами поделюсь, а вдруг… Да, наверняка, она у вас тоже родилась когда-то. Когда мы говорим о соцсетях внутренних, это, конечно, здорово и правильно — забирать своего внутреннего потребителя. Ну вот есть ли у нас шанс когда-нибудь создать что-то вовне, тот же самый TikTok? М.ЗАХАРОВА: Сразу скажу вам, стоп. Потому что наши сети, в том числе упомянутые мной «Одноклассники» и «ВКонтакте», чрезвычайно популярны за рубежом. Кто же вам сказал, что они обслуживают только внутреннюю аудиторию? Ну что вы такое говорите? А.ГУДОШНИКОВ: Мне просто хочется всё время взять как-то американскую аудиторию, не знаю, правильное ли это желание. М.ЗАХАРОВА: А вы считаете, мало граждан Соединённых Штатов Америки или других континентов используют наши социальные сети? Вот уж я вам это не скажу. Наоборот скажу, что большое количество наших соотечественников по всему миру, на всех континентах общаются именно через эти платформы. Ещё раз повторяю, это совершенно не исключает того, о чём мы с вами вроде бы договорились, что нужно всемерно развивать, поддерживать нашу медиасреду, которая, безусловно, включает компонент интернет и видеохостинги. Мы действительно долго ждали, пока ещё не дождались, но, по крайней мере, стартовал Rutube, его перезапуск. Мы очень надеемся, что эта платформа начнёт расти и будет действительно интегрировать центральные, главные, интересные, яркие материалы и не только материалы, но и какие-то новаторские идеи, интересные проекты. И что наши отечественные уже медиапроизводители не будут стесняться и будут делать выбор, в том числе, в пользу этой платформы. Это действительно важно. И это действительно будет гарантия того, что никакая западная, вот такая цензурная машина или машина по сегрегации не сможет вырубить наш контент. Потому что я вижу, я знаю журналистов, я знаю компании, которые работают месяцами над созданием документальных лент, делают потрясающие репортажи, в общем, тратят немалые деньги и свои творческие и физические ресурсы, и потом за два дня приходит модерация этих западных платформ и без объяснения каких-либо причин, просто под таким слоганом нарушений правил сообщества, сносит весь контент, сносит всю содержательную часть или вообще закрывает канал в принципе. Вот для того, чтобы мы имели гарантии, для того, чтобы мы имели, ну здесь всё — и оперативное доведение информации, и возможность её архивирования, и возможность поиска, и возможность продвижения этого материала, нужно, безусловно, развивать наши видеохостинги, в первую очередь Rutube. А.ГУДОШНИКОВ: Что касается тех, которые не наши, не только видеохостинги, а остальные соцсети, представленные у нас. Вы говорите, вот сейчас идёт работа, чтобы как-то их, условно говоря, в наше юридическое, правовое поле вписать. И то, что я видел своими глазами, что предлагается, во всяком случае, предлагаются блокировки, замедление трафика, например, или штрафы. Но я так и не понял, что из этого работает. Потому что, когда была блокировка, попытка, во всяком случае, блокировки Telegram, вроде бы это ничем не закончилось и сейчас, по-моему, никто и не пытается этого делать. М.ЗАХАРОВА: Мне кажется, всё-таки на этот счёт вы должны побеседовать с людьми, которые непосредственно этим занимаются, в первую очередь, Роскомнадзор. А.ГУДОШНИКОВ: Согласен. Я подумал, может быть, у вас есть, что сказать. М.ЗАХАРОВА: Нет, у меня, конечно, тоже есть, но каждый должен заниматься своим делом. А.ГУДОШНИКОВ: Согласен. М.ЗАХАРОВА: Поэтому мы в большей степени работаем, как вы понимаете, над созданием нашего материала, над защитой наших и журналистов, и пользователей, которые, в первую очередь, продвигают такой медиажурналистский контент. Мы проводим и сравнительные анализы, мы отстаиваем на международных площадках права как российских компаний, так и вообще говорим о не то, что нежелательности, о неправомочности, сегрегации вот этих интернет-монополий. Мы работаем тесно с нашими законодателями, которые инициировали сейчас целый пакет решений относительно какого-то такого международно-правового регулирования деятельности интернет-гигантов. То есть мы проводим очень большую работу. Что касается вот этого предметного, точечного вопроса, это всё-таки к коллегам. А.ГУДОШНИКОВ: Хорошо. Спасибо большое, Мария Владимировна, за то, что уделили нам время, ответили на мои вопросы. Потому что действительно хотелось бы понять, как мы в дальнейшем будем взаимодействовать с этими соцсетями. М.ЗАХАРОВА: Ещё я хотела бы пригласить вас и пригласить, не знаю, возможно, вашу аудиторию или тех людей, которые занимаются непосредственно специализированно этим вопросом, оценить нашу работу на сайте министерства иностранных дел. Есть такая рубрика, называется «МИД в соцсетях». Если вы туда зайдёте, буквально пару кликов, и вы откроете (мне кажется, мы в какой-то степени были пионерами в данном случае), вы увидите все аккаунты, которые собраны в одном месте, всех наших загранучреждений и центрального аппарата. Вы сможете оценить, эффективно или неэффективно эта работа ведётся. А.ГУДОШНИКОВ: Ещё раз напомню, просто на всякий случай, что у вас есть Telegram, и я так понимаю, вы активно его развиваете. М.ЗАХАРОВА: Да-да, Telegram-канал. А.ГУДОШНИКОВ: Поэтому всем рекомендую. М.ЗАХАРОВА: Но это не последнее, чем мы вас порадуем. Я надеюсь, что в этом году в декабре будет ещё от нас небольшой сюрприз, тоже такой цифровой. А.ГУДОШНИКОВ: Цифровой сюрприз. Ждём в декабре. Спасибо большое. М.ЗАХАРОВА: До свидания.