«Яндекс» назвал манипуляцией заявления о подорожании топлива из-за повышения тарифов в сервисе «Яндекс.Заправки»
Как написали «Известия», 1 ноября «Яндекс» разослал АЗС письмо, в котором говорится, что с 1 декабря комиссия за использование сервиса вырастет с 1,99% плюс НДС от сумм платежей через приложение до 2,99% либо с 2,39%, если это прописано в контракте, до 3,59%.
Об этом газете рассказал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его мнению, это повышение сегодня неподъемно для независимых АЗС, и с приложением смогут работать только крупные компании, а независимым автозаправкам придется либо повышать цены, либо отказываться от работы с «Яндексом».
В свою очередь глава сервиса Роман Прудников заявил Business FM, что с АЗС договорились о повышении комиссии с 1,99% до 2,99%. По его словам, тариф не менялся с самого начала работы сервиса, то есть с 2019 года. Тогда через «Яндекс.Заправки» продавалось всего несколько сотен литров, а сейчас речь идет о миллионах литров.
С ростом объема выросли и затраты на поддержку приложения. Сейчас ежемесячно через него оплачивают топливо более 4,5 млн раз в месяц. При этом Прудников подчеркнул, что комиссия «Яндекс.Заправок» — это скидка сервису за объем заказов, на которой и зарабатывает «Яндекс». Такую скидку дают абсолютно все поставщики топлива своим крупным партнерам, и она никак не повышает цену бензина для конечного покупателя.
Сервис «Яндекс.Заправки» набрал популярность во время пандемии. Сейчас в него входят 7 тысяч автозаправочных станций. С его помощью можно расплатиться за топливо со смартфона, не выходя из машины.
Вот что думает по этому поводу вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Часто заправки неузнаваемой марки могут подключиться к «Яндексу» и получить трафик из навигатора. Для них, мне кажется, это вполне конкурентное преимущество. Если они считают, что это не стоит 3%, то они могли бы, наверное, отказаться от такого и без особых сложностей строить свою программу лояльности, например. Но это стоило бы гораздо больше. «Яндекс» выполняет целый ряд задач, и если вычесть из 2,99% 1,5% эквайринга, то за IT, за маркетинг, поток клиентов 1,5% от стоимости — это более чем гуманно. Есть и какая-то прибыль, это же не благотворительная организация. Я не думаю, что «Яндекс.Заправки» претендуют сейчас больше чем на 5% рынка. Поэтому «Яндекс» абсолютно точно в данном случае не является маркетмейкером, фактором, который оказывает влияние на цену на бензин на федеральном уровне».
Действительно ли так критично повышение комиссии сервиса для независимых автозаправок? Радиостанция задала этот вопрос совладельцу сети АЗС Varta в Екатеринбурге Денису Лужецкому.
Денис Лужецкий совладелец сети АЗС Varta в Екатеринбурге «Клиенты, которые приезжают, используя «Яндекс.Заправки», — это достаточно существенный сегмент. Что касается повышения, у нас и так был тариф не очень маленький, это повышение для нас роли не сыграло, но хочу добавить, что при любом безналичном платеже существует такая вещь, как комиссия за эквайринг банка, которая составляет порядка 2%. В данном случае она входит в комиссию «Яндекса». И третий момент: любому большому клиенту, будь то «Яндекс.Заправки» или какие-то транспортные компании, мы предоставляем скидку за объем. Поэтому наша политика премирования крупных покупателей попадает в те цифры, которые на сегодня предлагает «Яндекс».
Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин также отметил, что консенсус между игроками — это вопрос переговоров.
Андрей Шубин исполнительный директор «Опоры России» «Яндекс.Заправки» — это качественный сервис, но не стоит забывать, что к нему подключена лишь небольшая часть всех АЗС по стране. В любом случае, насколько нам известно, все участники рынка находятся в диалоге. Уверены, что сбалансированные решения будут найдены».
При этом ФАС заявила, что обсуждает с независимыми сетями АЗС дополнительные меры для снижения цен на топливо на заправках и примет меры, если выявятся нарушения законодательства. Пока в антимонопольное ведомство жалоб по поводу увеличения тарифов сервиса «Яндекс.Заправки» не поступало.