«Он прекрасно понимал, что это лось»: профайлеры оценили монолог «жертвы стечения обстоятельств»

Депутат-коммунист Валерий Рашкин выпустил видео длительностью более 17 минут, где признался в том, что убил лося сам, будучи абсолютно трезвым. Рассказал: отдыхал с друзьями на природе, поверил им на слово, что лицензия на охоту есть, а его обманули. Насколько правдивы слова политика? Daily Storm поговорил с известными профайлерами и разобрался в искренности слов депутата.

«Он прекрасно понимал, что это лось»: профайлеры оценили монолог «жертвы стечения обстоятельств»
© Daily Storm

 

По мнению профайлера, эксперта по лжи и языку жестов Ильи Анищенко, признание депутата не совсем искреннее, отчасти коммунист лукавит:

 

«Частично говорит правду, частично обманывает. Как мне показалось, он обманывает с самого начала, когда говорит, что готов «публично, открыто и гласно поделится правдой»: у него дергаются плечи, дергается голова в одну сторону. Совсем не открыто, не публично и не гласно, как вы можете заметить. Плюс он говорит, что поделится, и тут на слове «честно» пожимает плечами, то есть будет не совсем честно. Ну и дальше понимаешь, что человек полностью искренним не будет».

 

Конечно, Рашкин не врет во всем. По мнению эксперта, элементы правды в его речи тоже есть. Например, депутат непритворно недоумевает, когда понимает, что лицензии на охоту не было:

 

«Он интересно передает свое состояние, когда его задержали, — там прям недоумение, удивление. Он недоволен, что лицензии не оказалось. И в конце видео он уверенно, четко говорит, что готов бороться. В целом он довольно спокоен, за исключением тех моментов, когда врет». 

 

Интересны, по мнению специалиста, два момента в речи Валерия Рашкина. Первое — это его заверение в абсолютной трезвости:

 

«Он напрягается, когда говорит «я приехал, утолил голод», и дальше отмечает, что «спиртные напитки я не употребляю». Он не говорит «я не употреблял». Тут видно, что он уходит в косвенное отрицание — перед этим он слегка отклоняется, напрягается, кладет руки на край стола, хотя он обычно все видео жестикулирует. И он сначала мотает головой, а потом слегка кивает — получается так, будто все-таки употребляет. Второй момент: когда он говорит про алкоголь «я не пью» — он облизывает губу и напрягается».

Скорее всего, политик в момент задержания был пьян, подчеркивает Анищенко: «Не знаю, много или нет он выпил, но эти его слова о трезвости — это стопроцентная ложь».

 

Второй значимый для профайлера момент: Рашкин знал, что убивает именно лося, и пошел на это сознательно. Описывая силуэт животного, депутат дергает головой и показывает руками фигуру высокого парнокопытного размером с человека — по описанию больше похожего на лося, но никак не на кабана. «Ведь кабан раза в два пониже», — обращает внимание собеседник

«Скорее всего, он стал жертвой стечения обстоятельств, это правда», — так Анищенко объясняет ситуацию, в которую попал Рашкин.

 

«Подставили чувака, Валерия Федоровича, получается», — резюмирует эксперт.

 

О неискренности слов Рашкина говорит и другой профайлер, руководитель лаборатории верификации (детекции) лжи и кадрового профайлинга ЦОД «КАЛИБР» Александр Симонцев. По его мнению, видео точно постановочное. Политик готовился к речи, и он очень спокоен — просто давит на жалость.

 

«Если возьмем его интервью после предполагаемого совершения инцидента, то можно проанализировать признаки стресса. Тут же мы анализируем не сколько его поведение, которое срежиссировано и ожидаемо, сколько готовые речевые паттерны, которые он использует. Так, мы видим один из признаков лжи — давление на жалость. Когда человек сознательно принижает свою значимость, он дает понять, что не отдавал отчет своим действиям. Иными словами, «вот, я, жалкий, старый человек, которого ввели в заблуждение». Такой посыл».

 

Сравнив обычное поведение депутата и его поведение на видео, профайлер пришел к выводу, что тот лжет. К тому же Рашкину слишком некомфортно и сложно от напористого тона перейти к давлению на жалость: 

 

«Понимаете, у лжецов есть интересная особенность: они начинают верить в свою ложь. Но потом начинают верить другие. В таких условиях тяжело выявить ложь. Здесь же такого нет — он сам не верит в свои слова. Он больше всех убежден в своей вине».

 

Эксперты сходятся во мнении: на Рашкина могли надавить коллеги и пиарщики. Ему необходимо было публично обозначить свою позицию, и с помощью видео политик это сделал. Но не в том направлении, объясняет Симонцев:

 

«Взять типичную риторику уверенного оратора? Да. На этом видео у Рашкина уверенного образа нет. Тут совершенно другой человек».

]]>