Facebook перезапускает себя как «Мета» в явной попытке доминировать в метавселенной
Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг объявил, что компания изменит свое название на Meta, заявив, что этот шаг отражает тот факт, что компания теперь намного шире, чем просто платформа социальных сетей (которая по-прежнему будет называться Facebook)
Ребрендинг последовал за несколькими месяцами усиливающегося дискурса Цукерберга и компании в более широком смысле о метавселенной – идее более плавной интеграции реального и цифрового миров с использованием таких технологий, как виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Цукерберг выразил надежду, что метавселенная станет новой экосистемой, которая создаст миллионы рабочих мест для создателей контента. Но является ли это всего лишь поверхностным пиаром, когда Цукерберг пытается перезагрузить бренд Facebook после нескольких скандальных лет, или это реальная попытка направить компанию на то, что он видит как будущее вычислительной техники?
Фото: https://tass.ru/
Путешествие Facebook в метавселенную
Что не вызывает сомнений, так это то, что это кульминация семи лет корпоративных приобретений, инвестиций и исследований, которые начались с приобретения Facebook компании по производству гарнитур виртуальной реальности Oculus за 2 миллиарда долларов США в 2014 году. Oculus приобрел известность благодаря прибыльной кампании на Kickstarter, и многие из ее сторонников были недовольны тем, что их поддержка «будущего игр» была поддержана Кремниевой долиной.
В то время как геймеры беспокоились, что Facebook предоставит им VR-версии Farmville, а не хардкорный контент, который они предполагали, циники рассматривали покупку как часть массовых расходов после запуска фондовой биржи Facebook в размере 16 миллиардов долларов США или просто Цукерберг, потворствующий личному интересу к играм. Под управлением Facebook Oculus продолжает доминировать на рынке виртуальной реальности с долей рынка более 60%. Это благодаря серьезному перекрестному субсидированию со стороны рекламного бизнеса Facebook и консольному подходу к мобильной гарнитуре виртуальной реальности Quest.
Помимо Oculus, Facebook вложил значительные средства в VR и AR. Под эгидой Facebook Reality Labs над этими технологиями работает около 10 000 человек – почти 20% сотрудников Facebook. На прошлой неделе Facebook объявил о планах нанять еще 10 000 разработчиков в Европейском Союзе для работы над своей вычислительной платформой для метавселенной. Хотя большая часть его работы остается за закрытыми дверями, разрекламированные проекты Facebook Reality Labs включают Project Aria, который стремится создавать живые 3D-карты общественных мест, и недавно выпущенные Ray-Ban Stories – солнечные очки, интегрированные в Facebook с 5-мегапиксельными камерами и голосовое управление. Все эти инвестиции и проекты являются шагами к созданию инфраструктуры для видения Цукербега метавселенной. Как он сказал ранее в этом году:
«Я думаю, что для нас действительно имеет смысл вкладывать большие средства, чтобы помочь сформировать то, что, как я думаю, станет следующей крупной вычислительной платформой».
Фото: https://sharij.net/
Почему Facebook хочет править метавселенной?
В конечном итоге метавселенная может определить, как мы работаем, учимся и общаемся. Это означает, что VR и AR выйдут за рамки своего текущего нишевого использования и станут повседневными технологиями, от которых мы все будем зависеть. Мы можем угадать видение метавселенной Facebook, взглянув на его существующий подход к социальным сетям. Он превратил нашу онлайн-жизнь в гигантский поток доходов, основанный на власти, контроле и наблюдении, подпитываемый нашими данными.
Гарнитуры виртуальной и дополненной реальности собирают огромное количество данных о пользователе и его окружении. Это одна из ключевых этических проблем, связанных с этими новыми технологиями, и, по-видимому, одна из главных привлекательных сторон для Facebook в их владении и развитии. Это особенно беспокоит то, что то, как вы двигаете своим телом, настолько уникально, что данные виртуальной реальности могут использоваться для вашей идентификации, как отпечаток пальца. Это означает, что все, что вы делаете в VR, потенциально может быть связано с вашей индивидуальной идентичностью. Для Facebook – империи цифровой рекламы, построенной на отслеживании наших данных – это заманчивая перспектива.
Наряду с проектом Aria Facebook запустил свои принципы ответственных инноваций и недавно пообещал выделить 50 миллионов долларов США на «ответственное построение метавселенной». Но, как отмечают Кэтрин Д'Игнацио и Лорен Кляйн в своей книге «Феминизм данных», ответственные инновации часто сосредоточены на индивидуализированных концепциях вреда, а не на устранении структурного дисбаланса власти, заложенного в таких технологиях, как социальные сети.
В исследованиях Facebook Oculus Imaginary (видение Facebook о том, как он будет использовать технологию Oculus) и его изменений с течением времени в политике конфиденциальности и данных Oculus, ученые предлагают Facebook публично рассматривать конфиденциальность в VR как вопрос личной конфиденциальности по сравнению с наблюдением и сбором данных. Критики высмеивали объявления Facebook как «театр приватности» и корпоративный розыгрыш. Группа по защите цифровых прав Access Now, которая участвовала в «дизайнерской пробке» Facebook AR в 2020 году и призвала Facebook уделять приоритетное внимание предупреждению прохожих, которые были записаны Ray-Ban Stories, заявляет, что ее рекомендация была проигнорирована.
Фото: https://jrnlst.ru/
Является ли Интернет планом открытой метавселенной?
Соответственно, метавселенная Facebook, вероятно, будет напоминать литературное происхождение этого термина, введенного в новеллу Нила Стивенсона 1992 года «Снежная катастрофа» для описания эксплуататорского, корпоративного, иерархического виртуального пространства. Но так быть не должно. Тони Паризи, один из первых пионеров виртуальной реальности, утверждает, что у нас уже есть план не антиутопической метавселенной. Он говорит, что нам следует вернуться к первоначальному, предварительно корпоративному видению Интернета, которое воплощало «открытый, совместный и основанный на консенсусе способ разработки технологий и инструментов».
Ребрендинг Facebook, его доминирование на рынке VR, кажущееся желание нанять каждого разработчика VR и AR в Европе и десятки корпоративных приобретений – все это звучит не столько как настоящее сотрудничество и консенсус, сколько как попытка контролировать новый рубеж вычислений. Мы позволяем Facebook управлять миром социальных сетей. Но мы не должны позволять ему управлять метавселенной.