Войти в почту

МВД Белоруссии подтвердило уголовную ответственность для подписчиков запрещенных телеграм-каналов

Подписчиков запрещенных Telergam-каналов в Белоруссии все-таки ждет уголовная ответственность. Об этом теперь уже официально заявили в пресс-службе МВД республики. И добавили, что не только готовы преследовать подписчиков, но уже и определились с конкретными их именами.

МВД Белоруссии подтвердило уголовную ответственность для подписчиков запрещенных телеграм-каналов
© BFM.RU

Опрошенные Business FM эксперты не смогли вспомнить исторических аналогов уголовного преследования за чтение чего-либо запрещенного.

То, что с юридической точки зрения вопрос, об уголовном преследовании за подписку, — тонкий, и что прямым текстом в законах такой порядок не прописан, уже, видимо, не имеет значения. Потому что к вечеру четверга в пресс-службе МВД Белоруссии выступили:

«Создатели, организаторы и участники экстремистских формирований будут привлекаться к уголовной ответственности. МВД готовилось к принятию данного постановления, и к настоящему времени завершена работа по деанонимизации администраторов и наиболее активных подписчиков экстремистских телеграм-каналов и чатов. Нами досконально задокументированы все, размещенные в мессенджерах и социальных сетях сообщения, побуждающие к осуществлению экстремистской деятельности, а также другие действия интернет-пользователей по созданию протестной активности. Предпринятые нами меры позволят уделить внимание каждому подписчику экстремистских телеграм-каналов и чатов».

До вечера четверга эксперты сходились во мнении, что цель публикаций о возможном преследовании подписчиков экстремистских каналов в том, чтобы поспособствовать массовой отписке белорусов от этих каналов. И с этой точки зрения схема выглядела рабочей. Четыре крупнейших оппозиционных белорусских телеграм-канала за пару дней потеряли более 55 тысяч подписчиков. Это много. Но кому-то, очевидно показалось, что недостаточно. Последовало более четкое: «мы уже вас нашли», пока месседж все еще вербальный. Но такие формулировки, как «активные подписчики» или «и другие действия интернет пользователей», дают основания полагать, что власти в случае необходимости готовы перейти от слов к делу. Продолжает руководитель минского Центра стратегических исследований Арсений Сивицкий:

Арсений Сивицкий руководитель минского Центра стратегических исследований «Многие понятия и термины определены очень широко. Это создает риск того, что правоохранительные органы будут интерпретировать действия белорусских граждан, которые так или иначе имеют какое-либо отношение к тем или иным виртуальным сообществам: будь то телеграм каналы, дворовые какие-то чаты в других мессенджерах, группы в социальных сетях, — очень избирательно».

Заявление о том, что белорусские правоохранители уже всех нашли и идентифицировали, эксперты называют смелым. Телеграм такой информации им не передавал, а реально деанонимизировать пользователя сервиса можно, лишь получив доступ к его гаджету. Если людей реально начнут задерживать, то видя, как даже самые ярые белорусские оппозиционеры после первого же допроса переходят на сторону власти (вспомним случай Романа Протасевича), несложно предположить, что у силовиков найдутся аргументы, чтобы обычный гражданин добровольно (ну, как минимум, с официальной точки зрения), передал свой телефон в руки следователя, предварительно разблокировав его. Завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко отмечает, что в истории еще не было прецедентов, чтобы кого-то наказывали реальным сроком за чтение тех или иных материалов. Даже при советской власти.

Леонид Головко Завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ «Разумеется, попасть под ответственность могли те, кто либо привозит, либо распространяет эту литературу, копирует. Но даже те формулировки касались именно распространения. За чтение как таковое — в таких формулировках даже тогда, конечно, ответственности не было. Если брать более далекую историческую ретроспективу, то вспоминается вот что-то, связанное с ересью, с борьбой вот с этим когда-то церкви, но тоже сомнительные такие практики, которые, все-таки, в основе своей всегда имели в виду не столько читателя какого-то какой-то информации, какой-то книги, какой-то листовки, а всё-таки распространителя в большей степени».

Справедливости ради нужно сказать, что в прошлом власти всегда держали под полным своим контролем средства массового производства контента. А сейчас этого ресурса нет ни у кого, кроме, может быть Китая и Северной Кореи. А в остальном, получается, что свежие методы властей Белоруссии в исторической перспективе находят хоть какие-то параллели разве что в Средневековье.