Электорат в Интернете: как челябинские партии используют социальные сети
По понятному кругу Самым наполненным новостной повесткой за две недели до выборов на дату 2 сентября оказался сайт регионального отделения «Единой России»: 20 информповодов – в основном про школьные линейки, учителей и поздравления. Отражение в ленте нашло заявление кандидата в госдуму Антона Рыжего о медицинских кадрах на селе и новость о выплатах пенсионерам 10 тысяч. Также реготделение представлено в Twitter, «ВКонтакте» (2585), «Одноклассниках» (171), Facebook (90) и Instagram (728). По контенту аккаунты практически дублируют друг друга. В ленте за 2 сентября были выплаты пенсионерам, консилиум с Проценко – репостом с федерального ресурса, перевозка детей на внешкольные занятия и еще три поста с одинокими комментариями. Нашелся и Telegram-канал «ЕДИНАЯ РОССИЯ Челябинск» (101 подписчик). Правда, последняя запись в нем датировалась 13 сентября прошлого года. Стоит отметить, что отдельно весной работал канал оргкомитета предварительного голосования ЕР в Челябинске. Сейчас он тоже молчит. «Я бы сказал, что наиболее активно видно в сетях из больших традиционных партий именно ЕР: она системно работает, ощущается, что в интернет-пространстве она есть. В плане новостного лидируют крупные сайты. Особенность: достаточно понятный круг общения, за который партия выходит нечасто», – считает политолог Алексей Ширинкин. Впрочем, отмечает эксперт, другие реготделения тоже по привычке работают «среди своих». Более скромной новостной лентой отличился сайт челябинского ЛДПР. За день 2 сентября там только один материал о встрече кандидата Виталия Пашина с жителями поселка в Копейске. Всего с начала августа на сайте вышел 31 материал, то есть в среднем это чуть меньше, чем одна новость в день. Зато есть прямая ссылка на ЛДПР-ТВ онлайн. В момент подготовки материала там транслировали выступление Владимира Жириновского на пленарном заседании 5 декабря 1997 года. Также прямо с главной страницы можно попасть на подачу документов в ИМЦ – Институт мировых цивилизаций. Есть прямые ссылки на аккаунты реготделения в YouTube (33 подписчика), «Одноклассники» (21), «ВКонтакте» (5 869), Facebook (163), Instagram (257) и Telegram. В последнем на 2 сентября насчитывалось 120 подписчиков, а самая свежая запись датировалась 17 августа. Виталий Пашин комментировал госзакупки. Кстати, это он активно делает и в личном аккаунте в соцсетях. «У лидера ЛДПР это неплохо получается в сравнении с остальными. Пример как не надо вести: личный аккаунт Антона Рыжего. «Новые люди», Сардана Авксентьева приезжала, хорошо разошлось по соцсетям, в Telegram-каналах. Но Telegram-канал – это не для массовой агитации», – уверен медиаэксперт Сергей Шумаков. Он отмечает, что этот ресурс больше используется для вбросов, а массовую агитацию лучше проводить в «Одноклассниках»: «Аудитория «Одноклассников» ходит на выборы. Нет пока никакой агитации в интернете. Кто электорат? Бабушки. А с ними нужно работать старыми методами: хор, газетки, праздники». Газеты в массы Как раз газету можно скачать на сайте Челябинского областного реготделения КПРФ. Это «Наша правда» за август 2021 года. Новостей с начала августа в ленте всего пять: обучение наблюдателей, пикеты в поддержку Грудинина и за КПРФ, поздравление с днем ВДВ и лозунг «ИЛИ КПРФ, ИЛИ НИЧЕГО!». Также есть поздравление с 1 сентября и спецрепортаж «У нас очень хороший народ». Эти же новости представлены в аккаунтах в «Одноклассниках» (3192), «ВКонтакте» (4446) и Facebook (805). По числу подписчиков в соцсетях КПРФ в Челябинске заметна на фоне других реготделений. Указано, что используют коммунисты в работе и Twitter. Примечательно, что в Telegram можно найти бот «Челябинское областное отделение КПРФ» @Communism_1917bot. Он сориентирует по структуре местных отделений, выдаст новости, расскажет о партии и отправит на сайт реготделения. «Могу сказать, что все укладывается в федеральные тренды. ЕР была на первом месте, на втором КПРФ, отстающая на два порядка, затем СР, ЛДПР и далее. Это обусловлено тем, что любая работа в интернете – это деньги, бюджеты», – размышляет политтехнолог Евгений Маклаков. Эксперт считает, что с учетом пандемийных веяний и отменой массовых мероприятий серьезная часть из фонда избирательных кампаний должна была уйти на интернет. Партии стараются действовать там в силу своих бюджетов, понимая, что тут еще работать и работать. Региональное отделение партии «Справедливая Россия – за правду!» в Челябинской области традиционно использует в своей работе газеты. Но на сайте их не найти. Здесь 2 сентября были 9 новостей с начала августа, в их числе выступление против увеличения штрафов и материал о росте цен на школьные товары. На главной расположена ссылка на Public Talk «Новые реалии российского образования». Реготделение представлено «ВКонтакте» (2141), «Одноклассниках» (15), Facebook (550) и Instagram (290), YouTube (1,74 тыс.). Причем последнее видео было размещено там месяц назад. Большую активность ведет лидер отделения Валерий Гартунг через личные аккаунты в соцсетях. А что «малыши»? Из представленных в законодательном собрании Челябинской области фракций помимо перечисленных остались еще «Партия пенсионеров» и «Зеленая альтернатива». Ни та, ни другая своего сайта для работы реготделения не имеют. Лидер фракции «Зеленой альтернативы» Михаил Махов подтвердил «ФедералПресс», что у реготделения также нет аккаунтов в социальных сетях и используется только федеральная площадка. А председатель фракции «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», напротив, отметил активную работу реготделения по социальным сетям. Уточнив при этом, что своего сайта у челябинцев нет и представлены на основном вкладкой. Впрочем, непосредственно у Степана Фирстова есть свой сайт , с большим блоком о работе партии. Пока действия большинства южноуральских партийцев в интернете медиаэксперт Сергей Шумаков считает осторожными, хотя закон о выборах не мешает им использовать соцсети более свободно, чем СМИ. «Можно было бы что-то интереснее делать. Кто-то ведет свои соцсети, но это не так активно», – говорит Шумаков. В интернете, отмечают эксперты, формируется положительный облик для аудитории, явка которой ниже, чем у пожилого населения. Главные избиратели на площадках сети, скорее гости. «Главная проблема интернета: никаким образом не конвертируется активность в соцсетях в конкретные голоса. Интернет – это важная история, но все же факультативный инструмент», – резюмирует Ширинкин. Евгений Маклаков уверен, что работа партий в интернете станет со временем заметней: «На госдумских выборах выборы не заканчиваются, и те партии, которые серьезно работают со своим элеторатом и планируют долгосрочную перспективу, – они постоянно поддерживают социальные сети, свои аккаунты и сообщества». Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Евгений Поторочин, Виктор Вытольский, Елена Сычёва