Войти в почту

Почему лизинговые компании отстают по уровню цифровизации?

Олег Сеньков - СЕО Arenza. К концу 2021 года совокупный вклад в цифровизацию бизнеса оценивается в $4,1 триллиона. Из-за пандемии процесс внедрения диджитальных сервисов ускорился на всех мировых рынках; сегмент лизинга не стал исключением. Фото: depositphotos.com В долгосрочной динамике сфера лизинга в России в целом остается активно развивающейся и гибко реагирует на контекст. Поэтому особенно интересно проследить, как на нее влияет тренд цифровой трансформации. Банки или лизинговые компании По темпам развития цифровых сервисов лизинг пока сильно отстает от банковской сферы. Лизинговые компании работают только с юридическими лицами — они, как правило, неохотно оформляют сделки через онлайн-каналы. Отсюда возникает первая сложность при цифровизации лизинговой сферы. Кроме того, в лизинговой сделке участвуют поставщики, у которых компания закупает оборудование для малого и среднего бизнеса. Тут возникает вторая сложность в бизнес-процессах, поскольку поставщики менее мобильны и технологичны. При этом, чтобы воспользоваться банковскими услугами, клиенту достаточно один раз прийти в офис, а остальные его взаимодействия происходят дистанционно — на сайте и через мобильные приложения. Лизинговые компании уже не могут работать «по-старому» — бизнес-процессы должны быть максимально простыми и быстрыми. Сейчас лизинговые компании активно внедряют электронный документооборот, удаленную идентификацию клиентов, программное обеспечение для минимизации рисков (Risk Engine). Влияние цифровизации на лизинговую сферу: внутренняя инфраструктура Удаленный формат удобен клиентам тем, что расширяет географию лизинга и поддерживает рост нового бизнеса в регионах. Arenza работает во всех крупных регионах России и весь цикл работы с заявками и клиентами ведет онлайн в CRMpro: подтверждает личность лизингополучателя, оформляет договор с электронной подписью, предоставляет личный кабинет со всеми необходимыми документами. Arenza самостоятельно находит поставщиков и выкупает у них оборудование под лизинг, решая сложности лизингополучателей в поиске нужного оборудования в регионе. Все этапы сделки и взаимодействия с клиентом — от подачи заявки до подписания документов — должны происходить в автоматическом режиме. В банках, как правило, клиенты должны представить большее количество документов, чем при подаче заявки лизинговой компании. Многие лизинговые компании активно реализуют интеграции с государственными сервисами (ФССП, МВД, Росфинмониторинг) и с БКИ, чтобы автоматизировать управление рисками и обработку первичной документации клиентов. После отправки заявки на лизинг пользователь может внести данные о своем бизнесе и загрузить банковскую выписку. С учетом информации из подключенных сервисов система сразу же рассчитает лимит на финансирование. Таким образом, онлайн-инструменты в лизинге позволяют сокращать сроки обработки заявок. Помимо CRM, лизинговые компании начинают активно использовать мобильные приложения и чат-ботов. Например, Arenza использует отдельное мобильное приложение для онлайн-осмотра помещения, в котором клиенты хотят разместить оборудование. Создание цифровых экосистем Цифровизация способствует созданию целых экосистем. По оценкам McKinsey, к 2025 году цифровые экосистемы по всему миру принесут доход в размере более $60 триллионов. В России они построены вокруг «Сбера» и «Яндекса», но, помимо интернет-гигантов, существуют менее масштабные системы — они создаются вокруг банков, операторов сотовой связи и ритейла. Технология единого входа (от английского Single Sign-On), или же работа под единой учетной записью во множестве онлайн-сервисов, — главный элемент любой цифровой экосистемы. Можно прогнозировать, что цифровизация стимулирует создание подобных экосистем и на лизинговом рынке: если бизнесу будет нужно финансирование разного оборудования, ему не придется посещать несколько сайтов. Появится единый лизинговый маркетплейс с актуальной и всегда доступной информацией об ассортименте оборудования для аренды. Такой сценарий окажет положительный эффект на мировую экономику — увеличится оборот онлайн-торговли, бизнесы смогут запускаться быстрее благодаря аренде оборудования. На сегодняшний день особо заметно влияние цифровизации на лизинговую сферу. Так, меняется инфраструктура внутри самой отрасли: растет доля дистанционного обслуживания, активнее используются технологические инструменты для коммуникации с лизингополучателями — личные кабинеты на базе CRM, мобильные приложения, чат-боты. Интеграция лизинговых компаний с государственными и другими сервисами меняет подход к обработке заявок. Развитие электронной инфраструктуры позволяет расширять охват и увеличивать скорость работы российских лизинговых компаний. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Почему лизинговые компании отстают по уровню цифровизации?
© Инвест-Форсайт