Уральцы создали агрегатор юридических услуг для банковских клиентов
- Идея появилась несколько лет назад, когда я внедряла стандарты оказания услуг и общения с клиентами в работу своей традиционной юридической компании. К слову, юристы тоже порой остаются без оплаты труда, поэтому мы сделали банки гарантом безопасной сделки. Они сохранят средства пользователя и переведут их исполнителю только после полной обработки запроса, - поясняет основатель сервиса "Адвокадо" Валерия Рытвина.
Аудиторию составят банковские клиенты, уже летом систему протестируют в крупном финансовом учреждении. На старте к ней подключат 200 специалистов. Они должны иметь диплом о высшем юридическом образовании, официальный статус (ИП, самозанятый, юрлицо, адвокат) и успешно сдать тесты по русскому языку, на знание норм гражданского и процессуального права, которые проверят авторы агрегатора. Обратиться с заявкой на участие в проекте можно к основательнице сервиса через соцсети.
- Дистанционные сервисы для потребителя - осознанная необходимость, ведь компании переводят часть процедур в электронный вид: подачу документов, первичное обращение. Подобные технологии относят к сфере LegalTech и LawTech. Правда, гарантии на сайтах по предоставлению юруслуг не всегда очевидны, - замечает доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета Наталия Колобаева.
По ее словам, владелец агрегатора обязан информировать потребителя об условиях сотрудничества - это гарантирует ему защиту в случае некачественной работы. Операторы сервиса учли риски и предусмотрели систему двойного контроля. Представители научного сообщества в отрасли - кандидаты юридических наук, судьи в отставке и педагоги-практики - будут удаленно проверять документы, подготовленные юристом для клиента.
Существуют и онлайн-площадки бесплатной юридической помощи, например, на портале "Российской газеты". Эксперты дистанционно публикуют ответы на вопросы аудитории, создавая целую базу знаний (проект появился в 2016-м). Важно понимать: консультация дает общий алгоритм действий в реалиях законодательства, участники не могут анализировать документы людей и комментировать решения суда.
- Они оформляют в среднем по 8-10 запросов в день. Мы привлекаем специалистов при поддержке Ассоциации юристов России - все проходят предварительный отбор. Ресурс помогает гражданам из разных регионов разобраться в правовых ситуациях, иногда к ответу подключаются чиновники профильных департаментов, - говорит руководитель блока "Право" на сайте "РГ" Александр Московкин.
При этом он предупреждает, что услуги тех же самых юристов вне сервиса не безвозмездны. На его взгляд, автоматизированные системы с участием профессионалов выгодны, так как экспертную оценку можно получить в одном окне. Юристы тоже ратуют за то, чтобы рынок стал чище.
- Это реально сделать за счет внедрения стандартов по взаимодействию с клиентом. Сейчас мы готовимся к запуску на банковские платформы с целью проверить гипотезы и измерить конверсию. В условиях тестового формата юристы окажут полноценную услугу по регламентам. Кроме того, им не придется нести расходы на рекламу и привлечение клиента, что снизит конечную стоимость для потребителя, - добавляет Валерия Рытвина.
Между тем
Минюст России в рамках программы цифровизации создаст чат-бот. Этот юридический помощник бесплатно проконсультирует граждан на основе актуальных нормативно-правовых актов, его хотят внедрить к 2023 году. Прототипы таких роботов, отвечающих на типовые запросы, уже есть, тем не менее, эксперты считают, что полностью автоматизировать услуги не нужно - в спорных ситуациях требуется живое общение с человеком.