Рынок российского телекома может прирасти только аналогами

Объем мобильного интернет-трафика в Санкт-Петербурге и Ленобласти в первом квартале 2021 года значительно превысил прошлогодний показатель, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор МТС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Павел Коротин.

Рынок российского телекома может прирасти только аналогами
© ФБА "Экономика сегодня"

Оператор МТС, являющийся лидером по количеству абонентов в России — более 78,2 млн клиентов — поделился, как изменилась структура спроса на услуги мобильной связи после пандемии.

Локдауны стали двигателями прогресса

Пандемия рассадила россиян по домам и заставила пересмотреть приоритеты.

«Мы увидели существенное перераспределение спроса на различные услуги, — объясняет Коротин. — К примеру, выросла потребность на фиксированный интернет загородом. Кроме того, периоды изоляции ускорили развитие существующих трендов: люди стали еще больше покупки онлайн, совершать разнообразные транзакции, отдавать предпочтение удаленной работа в интернете». 

Словом, коронавирус еще более утвердил компанию в мысли, что стандартные телекоммуникационные услуги более не являются гарантией для удержания и, тем более, роста аудитории. Взгляд на развитие должен стать масштабнее.

 «Наша цель — стать топовой экосистемой диджитал-продуктов на федеральном рынке, чтобы избавить клиентов от необходимости делать выбор среди похожих компаний. Для этого у МТС есть все преподсылки: финансовые сервисы, есть сервисы в интертейменте, мы запустили кинотеатр и другие услуги. Мы действительно из классического оператора превращаемся в полноценного поставщика цифровых услуг, как для розничного клиента, так и для бизнеса», — подчеркнул Коротин.

Эксперт констатировал, что с точки зрения промышленности, необходимо предоставление не только мобильную связь, а решить вопрос с организацией производства и его безопасностью.

«Мы предоставляем комплекс решений по видеонаблюдению, видеоаналитке, активно строим полностью закрытые для посторонних пользователей сети Private LTE, используем 5G-технологии, предлагаем оборудования на основе самых перспективных мировых разработок, позволяющих использовать большое количество датчиков, которые десятилетиями не требуют замены деталей. Классический бизнес менее интересен», — заключил эксперт.

Поменяется ли рынок телекома в России

Пойдет пандемия на пользу рынку или нет — покажет время, считает Коротин. Однако в прошлом году многим поставщикам услуг пришлось несладко. 

К примеру, абонентская база компании «ВымпелКом», известной по бренду «Билайн», в IV квартале прошлого года сократилась на 9%. Отток клиентов произошел из-за недостаточного качества сети и спада продаж, в том числе, из-за массового отъезда из России мигрантов. Тренд продолжился: в первом квартале 2021 года количество абонентов «Билайна» снизилось 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Билайну» не помогла даже модернизация сетей последние шесть месяцев, спровоцировавшая к тому же обрушение связи в апреле. Положение дел на рынке говорит том, что только новыми станциями клиента не удержать.

Пытается не отставать в развитии и «Мегафон», совершивший серьезные кадровые перестановки весной 2021 года, которые подали рынку сигнал о том, что компания намерена считать деньги.

Просто связи уже мало

У всех игроков телеком-рынка есть предложение цифрового-ТВ и музыки, Big Data, финансовых сервисов и других продуктов, сближающих IT и медиа. Дополнительные услуги формируют до 13% от мобильной сервисной выручки. 

«Сейчас рынок телекоммуникационных услуг в России с точки зрения бренда предельно концентрирован. У нас есть три-четыре компании, которые очень далеко ушли. В этом случае можно заниматься только разработкой аналогов, однако придется потратить много ресурсов, чтобы создать конкурентоспособный продукт», — рассуждает Коротин.

Потребность абонентов в передаче данных неуклонно растет, чтобы эффективно использовать ресурсы МТС, в том числе запустил проект по рефармингу частот под технологии LTE, что позволяет увеличить скорость интернета на 30%.

Операторам приходится конкурировать чуть ли не с помощью космических технологий. К примеру, МТС сотрудничает с Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом в Санкт-Петербурге. В рамках которого, на станции Прогресс развернута сеть NB-IoT для передачи данных комплекса устройств института, их используют при анализе движения ледников и снежного покрова.

На территории «Ленполиграфмаша» развернут центр 5G для запуска продуктов на базе сетей пятого поколения. Наконец, именно МТС впервые в России создает для «Газпрома» скоростную выделенную беспроводную сеть со сложной распределенной архитектурой — Private LTE 5G.

Тренд на цифровизацию будет только углубляться, а потребности в телеком-сервисах расти. Масштабного возврата к офлайну после пандемии не случится, заключил эксперт.